Не каждый пишущий стихи является поэтом. Не всякое стихотворение, пусть даже правильно и виртуозно составленное, имеет отношение к поэзии. Мало уметь выражать свои мысли в рифму при соблюдении размера и ритма. Этому, кстати, вплоть до первой четверти XIX века учили студентов во всех высших учебных заведениях. Предмет назывался «Пиитика», или – искусство стихосложения. Каждый образованный человек среднего и позднего средневековья мог грамотно и дельно состряпать несколько стишат, руководствуясь правилами пиитики своего времени. Да и назывались тогда пишущие стихи не поэтами, а пиитами, т. е. стихописцами. А звание «Поэт» присваивалось лишь избранным.
Размышления о поэте и поэзии
Так в чём же отличие поэта от стихописца? Стихописец в рифмованных строчках показывает людям себя, свои чувства, свои переживания. Он ищет вселенную в себе. И поэтому от пишет стихи.
Поэт же отрекается от собственного «я». Он раскрывает людям их собственный мир, в котором они живут, но зачастую не видят его. Поэт ищет себя во Вселенной. И поэтому он не пишет стихи, а записывает их. Ибо Поэзия живёт вне Поэта, и задача второго уловить её, выслушать её из Вселенной и по возможности правильно донести до читателя.
Как же отличить поэта от стихописца? Очень просто. Стихописцы, даже самые способные, похожи друг на друга. Нет, конечно, не формой своих стихов (хотя чаще всего и в этом они схожи), а углом зрения, под которым они смотрят на окружающий их мир. Их творческое мышление унифицировано, т.е. стандартно. Поэт же даёт совершенно иной ракурс зрения на всё, что происходит вокруг. Он заставляет читателя совершенно по-новому осмыслить видимую и невидимую действительность.
А ещё Поэт показывает мир таким, каким он должен быть по замыслу Божьему. Отталкиваясь от низменных реалий жизни, он в своем творчестве всегда устремлен вверх. Истинная поэзия неотделима от мрака, грязи и страданий, присущих этому миру, но она всегда имеет своей целью свет, чистоту и блаженство Вечной Жизни. Это есть поэзия вертикали – поэзия от Бога.
Чтобы рождать подобную поэзию, поэт должен уметь перевоплощаться, т.е. уметь переставать быть собой, видеть только себя, писать только о себе любимом. Ибо, чтобы выразить душу всего народа, необходимо обладать способностью принимать в себя душу любого представителя народа. Дар перевоплощения – это и есть главный признак настоящего поэта. И в этом заключается его отличие даже от очень талантливого стихописца.
Таким настоящим поэтом и является Николай Косых. Способность к перевоплощению даже неискушенному читателю сразу становится заметной в его произведениях. Николай Косых умеет видеть мир глазами другого человека, будь то ветеран войны или бытовой алкоголик, ребенок или женщина, древний воин или современный бомж. Поэт не идеализирует этот мир, но и не гнушается им, не смотря на всю пошлость и несуразность, присущие ему. Из этого мира, потерявшего ориентацию в пространстве и времени из-за суеты и беспринципности, он создает новый мир, который знает, куда стремится.
Герои стихотворений Николая Косых иногда предстают перед читателем весьма в неприглядном виде: закоренелые грешники. Но в душе каждого из них пусть незримо, но теплится та Божья искра, из которой в любой момент может возгореться великое пламя истиной святости.
Особо следует сказать о помещенной в данной книге поэме «Третий Рим». Это грандиозное эпическое произведение, охватывающее почти тысячелетний период нашей истории. Каждая его часть представляет из себя отдельное повествование об одном из многих сражений, ставших вехами на пути становления Русской цивилизации. Это не просто абстрактный пересказ исторически зафиксированных фактов. Николай Косых проводит читателя от Киевской Руси, раздираемой междоусобицей, до современной России, переживаемой не менее трудные времена, предлагая ему (читателю) увидеть весь этот путь глазами тех, кто его прошел. В поэме живут и действуют вымышленные, но столь реальные участники тех далеких и близких к нам событий, что, кажется, будто видишь и слышишь их, и вместе с ними отражаешь набеги хазар; вместе с ними под хоругвями Александра Невского стоишь на берегах Невы и на льду Чудского озера; рядом с Петром Великим сражаешься со шведами под Полтавой; умираешь на Бородинском поле; проливаешь кровь на полях Первой Мировой войны и Гражданской; штурмуешь Рейхстаг и отбиваешь атаки душманов в ущельях Афганистана.
Каждая отдельная часть поэмы – это трагическая и великая судьба отдельного русского воина. А все вместе – это Святая Русь! Подобных произведений Русская литература еще не знала.
Стоит так же рассмотреть и структуру поэмы. Она довольно сложна и многогранна. Поэт использует разные размеры и ритмы. Ни один из них не повторяется. Это дает возможность избежать однообразности и монотонности, чем грешит подавляющее большинство поэм других авторов. И более того: каждая часть поэмы, которая сама по себе является законченным произведением, так же делится на несколько частей, в свою очередь написанных в разных размерах и ритмах.
Система рифмовки тоже необычна, и для некоторых читателей может быть непривычна. Наряду с использованием так называемых «банальных» и глагольных рифм, автор широко применяет ассоциативные рифмы (это когда рифмуются не концы слов, а ударные слоги в словах). В совокупности такой прием придает стихотворному повествованию характер живой разговорной речи.
Кроме того, поэму оживляют глубокие философские размышления, которые звучат не из уст автора, а рождаются в сердцах его героев, и всегда в минуты крайнего духовного напряжения или на грани жизни и смерти.
Яркие повествовательные моменты, естественная разговорная речь, серьезные духовные переживания и размышления – все это максимально сближает поэму с прозой (как об этом некогда предсказывал А. С. Пушкин) и уберегает ее от литературщины.
Поэзия Николая Косых не похожа ни на что, ранее мною встречаемое. Она узнаваема. Я бы даже сказал, что это поэзия со своим индивидуальным лицом. А это означает только одно: Николай Косых – поэт милостью Божьей. И будем надеяться и верить, что пик его творчества еще впереди.
Игорь Гревцев, поэт, драматург, журналист