Об авторе
Гордеев Вячеслав
Через несколько десятков лет в честь его имени назовут комету.
А пока маленький мальчик сидел перед экраном телевизора и смотрел на происходящее там широко распахнутыми глазами. Транслировали балет «Ромео и Джульетта» Чайковского. Танцевала Галина Уланова.
Это была даже не вспышка, а, скорее какая-то импрессия… И он влюбился в это действо, Навсегда,… И захотел быть там, на сцене.
Ибо можно долго готовиться, а дойти за один миг…
И это оказалось не просто блажью Сколько труда, мозолей, пота, преодоления всевозможных барьеров потребовалось, прежде чем западная пресса окрестит его «золотым мальчиком», в Германии публика поднимет машину, в которой он приедет, на руках, а Президент Америка Никсон в Овальном кабинете подарит ему золотые запонки на память …
Вячеслав Гордеев- народный артист СССР, легендарный солист Большого театра, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер, педагог…
А ведь «легенды» Большого могло бы и не быть. Если бы тогда, в далеком 1959, они с мамой прошли мимо объявления на дверях Московского хореографического училища « Проводим конкурс для особо одаренных детей 12 лет Отобранные будут учиться на артиста балета по ускоренной шестилетней программе». Мама поддержала, и они рискнули. Из шестисот детей выбрали троих… Мечта стала ближе, но предстояло испытание на выносливость.
Меня всегда интересовал вопрос, о чем думает танцовщик, когда крутит фуэте? Считает обороты? Или постоянно находится в образе? .
Слава Гордеев попал в училище на курс Пестова, блистательного и вдумчивого педагога. И – началось…
«Воспитывал» ноги. Цель: прыгнуть 1000 раз на бетонном полу. Босиком. А потом ещё 200 раз – со стула на пол… А рядом-Барышников, Годунов, Богатырев… График жесточайший.
«Подъём в 8.00. В 9.15. – у балетного станка. В 10..00 рубашка уже мокрая, снимал, приступал к «общему классу» .Затем – репетиция, вторая, третья… Первая его сцена – Кремлёвский дворец съездов, Слава Гордеев в роли пажа. Совсем рядом танцует Плисецкая.
«Я был долго оглоушен этим состоянием. Помню, долго ходил по Москве и спрашивал себя: «
Неужели это со мной?»».
И вот они, первые гастроли с училищем. .Париж и Лондон. Славе Гордееву доверили исполнить несколько номеров: па-де-де из Пламени Парижа» Астафьева, адажио из «Каменного цветка» Прокофьева и вариации Феникса из «Красного мака» Глиэра.
Уже с первых появлений на сцене и критика, и публика отмечает умение молодого артиста прорабатывать партию до мельчайших подробностей, до фанатизма. Поразила и особая, гордеевская пластика. Критика отмечала, что ему удалось раскрыть и показать всю красоту мужского танца на сцене .Его восемь раз вызывали на бис…»Золотой мальчик», любимец публики… Но какая-то стальная пружина внутри не давала возможности расслабиться Позвала не испортила.
На выпускном вечере в Хореографическом всем запомнился исполненный гопак на музыку Соловьёва-Седова из балета «Тарас Бульба». Его прочтение по-новому роли, строгая академичность поразили и преподавателей, и однокурсников. С самых первых шагов зарождалась эта уникальная вдумчивость в роль, желание (и умение) её развивать.
Вот и наступил волнующий момент распределения . Как одному из лучших, на выбор предложили три варианта. Гордеев выбирает Большой театр, условия кордебалета с маленькой зарплатой. Но счастье безмерное-вот Он-Большой! Великая сцена и великие мастера рядом!
Он будет танцевать в Большом театре с 1968 по 1989 год. Начнет с кордебалета, затем перейдёт к крупным ролям. Дебютом станет роль Арлекина в «Щелкунчике». Сразу же начали говорить о его строгом следовании классики. На сцене он был уверен, потрясающе красив и внутренне свободен .Манеру исполнения монотонно оттачивал в ходе изнуряющих репетиций в классах Большого театра . Учителями Гордеева были знаменитые Варламов и Мессерер.
Над каждой партией Гордеев работал напряженно, он следовал великим традициям русской сцены, привнося в каждую роль свой почерк, свою трактовку. Ведь в балете, как говорят сам артисты, важны и ноги, и голова одинаково. О нём вскоре заговорили как о виртуозном танцовщике. Только он мог делать такие упругие прыжки и четкие вращения. На гастролях искушенная западная публика Гордеева вызывала на бис по восемь раз! Он всегда танцевал так как дышал и жил…И российскому, и зарубежному зрителю навсегда запомнились спектакли с участием Гордеева: Альберт в «Жизели», Клавдио в « Любови за любовь», Икар в «Икаре», Ромэо в Ромео и Джульетте», Зигфрид в «Лебедином озере», заглавная партия в «Спартаке», Базиль в «Дон Кихоте»…
Замечателен был их дуэт с Надеждой Павловой, с которой он выступал на протяжении десяти лет, находясь в браке. Оба были великолепны, грациозны и изысканны на сцене! Они были молоды так же, как и их герои на сцене. .Они рассказывали о себе , искренне и трогательно… Они понимали друг друга…Когда перестали, каждый продолжил свой путь, хотя и после этого их творческое сотрудничество продолжалось: Гордеев поставил специально для Павловой несколько концертных номеров… Вообще, Судьба часто испытывала его на порядочность и верность своим принципам. На гастролях в Америке ему предлагали остаться в стране за очень дорогой контракт – не остался; руководя балетной труппой Большого театра, с честью выходил из множества сложных ситуаций- наверное, потому что всегда имел свой стержень Да и сегодня, когда он успешно руководит театром «Русский балет». Он все тот же Гордеев, счастливый в каждом деле. И верный себе А ведь во все времена в России это было очень сложно…
Его и сегодня с утра можно с утра застать у станка в балетном классе. «Легенда» наравне со своими подопечными, артистами театра
«Русский балет» работает, не делая себе скидок. .Блестящий опыт не заглушил эту Одержимость. Его театр любим и знаком всем-и российскому зрителю , и зарубежному. С восторгом принимаем и в российской глубинке, и за пределами России. И снова критика оценивает, а публика аплодирует. И снова новые планки.
А Гордеев завтра к 12 00 снова займёт своё место у станка. И рубашка будет мокрая…
С юбилеем!
Браво!