Вячеслав Гордеев. Русский балет

Вячеслав Гордеев. Русский балет
Гордеев!.. Материал журналиста Светланы Пановой о выдающемся представителе русского балета

Об авторе

Светлана Панова — журналист, член Союза журналистов России. Ещё студенткой журфака пришла на ТВ в передачу «Добрый вечер, Москва» , работала на первом канале, в конце 90-ых вела передачи из стран Скандинавии на «Радио России».Всегда помнит своё первое интервью на заводе имени Лихачёва с молодым рабочим, только что вернувшимся из Афганистана… Герои её сюжетов и публикаций — политики, артисты,чиновники, инженеры, рабочие, министры…Особенно любит жанр интервью.»Прежде чем рассказать о человеке, его надо понять»..)

Гордеев Вячеслав

Вячеслав Гордеев. Русский балет
    Вячеслав Гордеев. Русский балет

    Через несколько десятков лет в честь  его имени назовут комету.

    А пока маленький мальчик   сидел перед экраном телевизора и смотрел на происходящее там широко распахнутыми глазами. Транслировали балет «Ромео и Джульетта» Чайковского. Танцевала Галина Уланова.

    Это была даже не вспышка, а, скорее  какая-то импрессия…  И он влюбился в это действо, Навсегда,… И захотел  быть там, на сцене.

    Ибо можно долго готовиться, а дойти за один миг…

    И это оказалось не просто блажью  Сколько труда, мозолей, пота, преодоления всевозможных барьеров  потребовалось, прежде чем  западная пресса окрестит его «золотым мальчиком», в Германии публика поднимет машину, в которой он приедет,  на руках, а Президент Америка Никсон в Овальном кабинете подарит ему золотые запонки на память …

    Вячеслав Гордеев- народный артист СССР, легендарный солист Большого театра,  балетмейстер, хореограф, театральный режиссер, педагог…

    А   ведь «легенды»  Большого могло бы и не быть. Если бы тогда,  в далеком  1959, они с мамой прошли мимо  объявления на дверях  Московского хореографического училища « Проводим конкурс для особо одаренных детей 12 лет Отобранные  будут учиться на артиста балета по ускоренной шестилетней программе». Мама поддержала, и они рискнули.  Из шестисот детей выбрали троих…  Мечта стала ближе, но предстояло испытание на выносливость.

    Вячеслав Гордеев. Русский балет

      Меня всегда интересовал вопрос, о чем думает танцовщик, когда крутит фуэте?  Считает обороты? Или постоянно находится в образе? .

      Слава Гордеев попал в училище на курс Пестова, блистательного и вдумчивого педагога. И – началось…

      «Воспитывал» ноги. Цель: прыгнуть 1000 раз на бетонном полу. Босиком. А потом ещё 200 раз – со стула на пол…   А рядом-Барышников, Годунов, Богатырев… График жесточайший.

      «Подъём в 8.00. В 9.15. – у балетного станка. В 10..00 рубашка уже мокрая, снимал, приступал к «общему классу» .Затем – репетиция, вторая, третья… Первая его сцена – Кремлёвский дворец съездов, Слава Гордеев в роли пажа. Совсем рядом танцует Плисецкая.

      «Я был долго оглоушен этим состоянием. Помню, долго ходил по Москве и спрашивал себя: «

      Неужели это со мной?»».

      И вот они, первые гастроли с училищем. .Париж и Лондон.  Славе Гордееву  доверили исполнить несколько номеров: па-де-де из Пламени Парижа» Астафьева, адажио из «Каменного цветка» Прокофьева и вариации Феникса из «Красного мака» Глиэра.

      Уже с первых появлений на сцене и критика, и публика отмечает умение молодого артиста прорабатывать партию до мельчайших подробностей, до фанатизма. Поразила и особая, гордеевская пластика. Критика отмечала, что ему удалось раскрыть и показать всю красоту мужского танца на сцене  .Его восемь раз вызывали на бис…»Золотой мальчик», любимец публики… Но какая-то стальная пружина внутри не давала возможности расслабиться Позвала не испортила.

        На выпускном вечере в Хореографическом всем запомнился  исполненный гопак на музыку Соловьёва-Седова из балета «Тарас Бульба». Его прочтение по-новому роли, строгая академичность  поразили и преподавателей, и однокурсников.   С самых первых шагов зарождалась эта уникальная вдумчивость в роль, желание (и умение) её развивать.

        Вот и наступил волнующий момент распределения . Как одному из лучших, на выбор предложили три варианта. Гордеев выбирает Большой театр, условия кордебалета с маленькой зарплатой. Но счастье безмерное-вот Он-Большой!  Великая сцена и великие мастера рядом!

        Он будет танцевать в Большом театре с 1968 по 1989 год. Начнет с кордебалета, затем перейдёт к крупным ролям. Дебютом  станет роль Арлекина в «Щелкунчике». Сразу же начали говорить о его строгом следовании классики.  На сцене он был уверен, потрясающе красив и  внутренне свободен .Манеру исполнения монотонно оттачивал в ходе изнуряющих репетиций в классах Большого театра . Учителями Гордеева были знаменитые Варламов и Мессерер.

        Над каждой партией Гордеев работал напряженно, он следовал великим традициям русской сцены, привнося в каждую роль свой почерк, свою трактовку. Ведь в балете, как говорят сам артисты, важны и ноги, и голова одинаково.  О нём вскоре заговорили как о виртуозном танцовщике. Только он мог делать такие упругие прыжки и четкие вращения. На гастролях  искушенная западная публика  Гордеева вызывала на бис по восемь раз!  Он всегда танцевал так как дышал и жил…И российскому, и зарубежному зрителю навсегда запомнились спектакли с участием Гордеева: Альберт в «Жизели», Клавдио в « Любови за любовь», Икар в «Икаре», Ромэо  в Ромео и Джульетте», Зигфрид в «Лебедином озере», заглавная партия в «Спартаке», Базиль в «Дон Кихоте»…

          Замечателен был их дуэт с Надеждой Павловой, с которой он выступал на протяжении десяти лет, находясь в браке. Оба были великолепны, грациозны и изысканны на сцене! Они были молоды так же, как и их герои на сцене. .Они  рассказывали о себе , искренне и трогательно… Они понимали друг друга…Когда перестали, каждый продолжил свой путь, хотя и после  этого их творческое сотрудничество продолжалось: Гордеев поставил специально для Павловой несколько концертных номеров… Вообще, Судьба  часто испытывала его на порядочность и верность своим принципам. На гастролях в Америке ему предлагали остаться в стране за очень дорогой контракт – не остался; руководя  балетной труппой Большого театра, с честью выходил из множества сложных ситуаций- наверное, потому что всегда  имел свой стержень  Да и сегодня, когда он успешно руководит театром «Русский балет». Он все тот же Гордеев, счастливый в  каждом  деле. И верный себе   А ведь  во  все времена в России это было очень сложно…

          Его и сегодня с утра можно  с утра застать у станка в балетном классе. «Легенда» наравне со своими подопечными, артистами   театра

          «Русский балет»   работает, не делая себе скидок. .Блестящий опыт не заглушил эту Одержимость.  Его театр любим и знаком всем-и российскому зрителю , и зарубежному.  С восторгом принимаем и в российской глубинке, и за пределами России. И  снова критика оценивает, а публика аплодирует. И снова новые планки.

          А Гордеев завтра к 12 00 снова займёт своё место у станка. И рубашка будет мокрая…

          С юбилеем!

          Браво!