«У единоверцев хлеб дружней растёт…»
Всё углубляющийся и всё повышающийся интерес как к истокам, так и к преемственности, реализованной в современном новаторском искании. Какая нравственная обстановка формировала жителя Московии, Подстепья? Какие художественно-этические ценности западали в душу, способствовали становлению и закреплению его активной нравственной позиции?
Как свидетельствуют устно-поэтические, этнографические, культурологические источники это, прежде всего – поэзия земледельческого труда. Земледельческая Россия… Земледельческое Подмосковье… Быт и бытие жителей селений, посадов, проявляющиеся в устно-поэтическом слове, словесной образности, речевой метафоре.
С детства запоминалось: «Какова пашня, таково и брашно»; «Не жди урожай, сей жито, хлеб будет»; «С косой в руках погоды не ждать»; «Деньги вводом, добрые люди родом, а урожай годом»; «Лето родит, а не поле. Не поле родит, а нивка»; «Без хозяина земля – круглая сирота»; «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь». Меткое народное слово умудряло, обогащало: «Меж сохой да меж бороной не ухоронишься»; «Топор сохе первый пособник»; «Иглой да бороной деревня стоит»; «Лучше голодать, а добрым семенем засевать»; «Рожь говорит: «Сей меня в золу да в пору!» Овёс говорит: «Топчи меня в грязь, так буду князь!»
Это были своеобразные «университеты» народной мудрости, смекалки: «Яровой сею – по сторонам гляжу; ржаной сею, шапка с головы свалится – не подыму»; «Зацвёл в поле, зацвёл и на полке» (х л е б); «Где ковыль, там и хлеб»; «В землю до зерна, а из земли ни зерна»; «Колос от колоса – не слышать и голоса»; «Картофель хлебу подспорье. Картошка – хлебу присошка»; «Копна от копны, как от Ростова до Москвы».
«Когда звенят родные степи
молитвословным ковылем…»
(Фольклорно-этнографическая, прикладная культура,
устно-поэтическая этика и эстетика Московии, Подстепья)
Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце — в тереме солнце,
На небе звёзды — в тереме звёзды,
На небе заря — в тереме заря
И вся красота поднебесная.
Фольклорный сказ (Фольклор России).
Колокольчик среброзвонный,
Ты поешь? Иль сердцу снится?..
Сергей Есенин
Вековой опыт сельчан: « На ольхе много серёжек – к урожаю овса; а много шишек – к урожаю ячменя»; «Не ровна гречиха – не ровна земля»; «Гречиху сей, когда роса хороша»; «Сильная завязь орехов – к урожаю проса (и к грозам)»; «Хорошо рябины цветут – к урожаю льна».
«Зёрнышко к зёрнышку – ворох.
Зёрнышко пуд бережёт…»
Не по наивности дорог
Слог твой, всевидец-народ.
Дорог оброк твой извечный:
Правдой и кривдой томясь,
Весь свой запас присердечный
Высказать не торопясь.
Что же мы всё это теряем?
Голод, а мы – в перепляс:
Пуд за зерно не считаем,
Ворох – и тот не указ.
Б. Шальнев. «Зернышко к зёрнышку…».
18. 09. 94
Далёкое-близкое… К сожалению, летучим эхом над Доном, Воронежем, Москвой-рекой, Истрой, Окой синеокой уходит из жизни былое, родное, до слёз желанное. Только память порой высветит-припомнит старинную пословицу, бойкую непоседу-поговорку, мудрое присловье: «Горох в поле, что девка в доме: кто ни пройдёт, всяк щипнёт». Сажая капусту, приговаривают: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь густая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!». «Чтобы больше огурцы – зарывают в грядке пест»; «Пашешь – плачешь. Жнёшь – скачешь»; «Двое пашут, а семеро руками машут»; «В поле серпом да Вилой, так и дома ножом да вилкой»; «Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»; «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится».
В Подонье, Приворонежье, Поочье, Приволжье, Примоскворечье бытуют до наших дней загадки-лукавинки о земледельческом труде, хлебопашестве, садоводстве, огородничестве, овощеводстве: «Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет, тот заплачет» (лук); «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей» (огурец); «Курочка пустодом свила гнездо со двором, сама в гнезде, яичко наружу» (картофель); «Сивая свинья на дубу гнездо свила, детки по веткам, а сама в коренёк» (горох); «Без рук, без ног, на батог ползёт» (горох и хмель); «В поле стоит столб, у столба сто колец, у ста колец сто плетей, у ста плетей сто молодцов»(хмель).
Все жители прародины А.С. Пушкина вырастали в обстановке народной мудрости, в атмосфере крестьянско-земледельческой педагогики и психологии: «Под одним колпаком семьсот казаков» (маковка); «Антипка низок, на нём сто ризок» (кочан капусты); «Стоит Потап о четырёх лап, из году в год воду пьёт» 9рассадник); «Кругла, а не девка; с хвостом да не мышь» (репа); «В поле блошкой, из поля лепёшкой» (репа); «Красненьки сапожки в земельке лежат» (свёкла); «- Шуба-пашура, куда ходила? – Взашей провожала, на пень сажала: сидите, вши, когда пожнём, то и вас возьмём» (конопля); «Кину с блошку, а вырастет с лукошко» (конопля); «Шёл я в осень, нашёл я восемь, мясо бросил, шкурку износил, а голову съел» (лён).
Память сохранила детские и отроческие образы-грёзы о льняных, конопляных посадках, о почти священнодействии изготовления холстов, холстины. О тех временах – заветное есенинское слово («О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом…»
Ты не в лесу рождён опёнышком,
Дарёный небом первоцвет.
Иди, сынок, за ясным солнышком
Дождям отзывчивым вослед.
Иди туда, где колос с колосом,
Как с братом брат, в ладу живёт.
Иди туда, где голос голосу
Любви надежду подаёт.
И светом пусть душа наполнится
На исходящем рубеже,
И всё хорошее запомнится –
И не забудется уже.
Б. Шальнев. «Подорожная».
17. 09. 94
Трудолюбие, трудовой характер – важнейшая из «добродетелей», определяющих становление, развитие, самосовершенствование личности.
Устные и письменные источники аккумулировали мудрость народную. Хрестоматии, антологии, сборники, «записки» зафиксировали материалы экспедиций, в разные годы осуществлявшие в Подстепье сбор столь важной для эстетического и нравственного воспитания «информации», идущей из глубин столетий: «Терпение и труд всё перетрут»; «Без дела жить – только небо коптить»; «Без труда нет добра»: «Труд кормит и одевает». Народная педагогика Подмосковья с малых лет учительски внушала: «Труд человека кормит, а лень портит»; «Кто не работает, тот не ест»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Дедушки и бабушки из Усмани, Задонска, Хворостянки, Лебедяни, Данкова, Доброго внушали внучатам то, что вошло в их собственный духовный мир от пращуров: «Работай боле – тебя и помнить будут доле»; «Рукам работа – душе праздник»; «Добрые люди день начинают работой»; «Сегодняшней работы на завтра не откладывай»; «У кого работа – у того и хлеб»; «Без труда мёда не едят».
Тысячелетние истоки народной педагогики, животворные родники народной этики и эстетики – в глубинном смысле пословиц, народно-философских афоризмов и речений:
«Не то забота, что много работы, а то забота, как её нет»; «Работать – день коротать, отдыхать – ночь избывать»; «Лень мужика не кормит»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «Добывай всяк своим горбом!» Нет мошны, так есть спина». Нравственный кодекс селянина и горожанина Подмосковья обогащался, углублялся, конкретизировался, психологически и морально корректировался, вбирая в себя всё новые родники опыта и знания: «Хорошо смазал, хорошо и поехал»; «Взялся за гуж, не говори, что не дюж»; «Вполплеча работа тяжела: оба подставишь – легче справишь»; «Поспешай, да не торопись. Что скоро, то не споро»; «Вразумись здраво, начни рано. Исполни прилежно».
История Подстепья даёт многочисленные примеры подвижничества, гуманизма, правдолюбия, творческого дерзания.
Фольклорные источники, зафиксированные в пушкинском Подстепье, подтверждают, что правдолюбие, стремление к правде и справедливости – ещё одно основополагающее свойство натуры россиянина. «Не в силе Бог, а в правде», — великий завет минувшего. Народная мудрость с малолетства назидала: «Великая неправда – грех»; «И Мамай правды не съел»; «Всякая неправда от лукавого»; «Бог правду видит»; «Лжей много, а правда одна»; «Правда в огне не горит, в воде не тонет»; «С правдой не шути!» Отрокам и отроковицам ( в тех же Ельце, Гудаловке, Кропотове, Урусове, Буховом, Каликине) внушалось мудрое назидание: «Не ищи правды в других, коли её в тебе самом нет»; «Правда светлее солнца»; «Правда дороже золота»; «Правда – свет разума»; «Свет плоти – солнце, свет духа – истина»; «Без правды не живут люди, а только маются»; «Дело знай, а правду помни!»
До наших дней на берегах Дона, Воронежа, Красивой Мечи, Матыры участники фольклорных экспедиций фиксируют в речевом обиходе устно-поэтические афоризмы: «Доброе дело правду говорить смело»; «Правда из воды, из огня спасает»; «Как ни хитри, правды не перехитришь»; «Правда что шило – в мешке не утаишь»; «Всё минется, правда останется».
В ученическом кружке, студенческом научном обществе, на курсах повышения квалификации эффективно и перспективно обращение к «местным» реалиям, фольклору «малой родины».
Добротолюбие, стремление к совершению благих дел, естественная потребность в благотворительности, постоянная помощь ближнему – главное, стержневое свойство россиянина. Народная мудрость, осмысливая основополагающие традиции нравственности, из поколения в поколение, из уст в уста передавала пословичное назидание: «Кто добро любит, тому Бог отплатит»; «Не хвались родительми, хвались добродетельми»; «Не стоит город без святого, селение без праведника»; «Жизнь дана на добрые дела».
Пушкинское Подстепье и Лесостепь, являясь ядром древней Московии, центром многих судьбоносных событий, тенденций, располагает особыми пластами пословиц – о добротолюбии, благотворительности: «Доброе дело крепко»; «Доброе дело на век»; «Доброе дело и в воде не тонет»; «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».
Доброта, добротолюбие – в основе жизненного кодекса русича: «Добрый человек надёжнее каменного моста»; «Доброму везде добро»; «Доброму добрая память»; «Лучше мучиться, чем мучить»: «Доброму Бог помогает».
Ничего не утаишь от Родины, —
Ни отрады, ни сердечных смут.
Оглянись: какие беды пройдены,
Вдаль гляди: какие вихри ждут.
Нас ещё судьба ни влёт, ни волоком
В смертные не метила круги.
Вот и ты большой не трогай колокол.
Час придёт. Пока побереги.
Б. Шальнев. «Ничего не утаишь от Родины…».
…Пушкинские Дни России… Пушкинские Дни Русского Подстепья… Прародина великого сына земли Русской…