Фольклор России и этнография

Фольклор России и этнография

«У единоверцев хлеб дружней растёт…»

Всё углубляющийся и всё повышающийся интерес как к истокам, так и к преемственности, реализованной в современном новаторском искании. Какая нравственная обстановка формировала жителя Московии, Подстепья? Какие художественно-этические ценности западали в душу, способствовали становлению и закреплению его активной нравственной позиции?

Как свидетельствуют устно-поэтические, этнографические, культурологические источники это, прежде всего – поэзия земледельческого труда. Земледельческая Россия… Земледельческое Подмосковье… Быт и бытие жителей селений, посадов, проявляющиеся в устно-поэтическом слове, словесной образности, речевой метафоре.

С детства запоминалось: «Какова пашня, таково и брашно»; «Не жди урожай, сей жито, хлеб будет»; «С косой в руках погоды не ждать»; «Деньги вводом, добрые люди родом, а урожай годом»; «Лето родит, а не поле. Не поле родит, а нивка»; «Без хозяина земля – круглая сирота»; «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь». Меткое народное слово умудряло, обогащало: «Меж сохой да меж бороной не ухоронишься»; «Топор сохе первый пособник»; «Иглой да бороной деревня стоит»; «Лучше голодать, а добрым семенем засевать»; «Рожь говорит: «Сей меня в золу да в пору!» Овёс говорит: «Топчи меня в грязь, так буду князь!»

Это были своеобразные «университеты» народной мудрости, смекалки: «Яровой сею – по сторонам гляжу; ржаной сею, шапка с головы свалится – не подыму»; «Зацвёл в поле, зацвёл и на полке» (х л е б); «Где ковыль, там и хлеб»; «В землю до зерна, а из земли ни зерна»; «Колос от колоса – не слышать и голоса»; «Картофель хлебу подспорье. Картошка – хлебу присошка»; «Копна от копны, как от Ростова до Москвы».

«Когда звенят родные степи

молитвословным ковылем…»

(Фольклорно-этнографическая, прикладная культура,

устно-поэтическая этика и эстетика Московии, Подстепья)

Хорошо в теремах изукрашено:

На небе солнце — в тереме солнце,

На небе звёзды — в тереме звёзды,

На небе заря — в тереме заря

И вся красота поднебесная.

Фольклорный сказ (Фольклор России).

Колокольчик среброзвонный,

Ты поешь? Иль сердцу снится?..

Сергей Есенин

Вековой опыт сельчан: « На ольхе много серёжек – к урожаю овса; а много шишек – к урожаю ячменя»; «Не ровна гречиха – не ровна земля»; «Гречиху сей, когда роса хороша»; «Сильная завязь орехов – к урожаю проса (и к грозам)»; «Хорошо рябины цветут – к урожаю льна».

«Зёрнышко к зёрнышку – ворох.

Зёрнышко пуд бережёт…»

Не по наивности дорог

Слог твой, всевидец-народ.

Дорог оброк твой извечный:

Правдой и кривдой томясь,

Весь свой запас присердечный

Высказать не торопясь.

Что же мы всё это теряем?

Голод, а мы – в перепляс:

Пуд за зерно не считаем,

Ворох – и тот не указ.

Б. Шальнев. «Зернышко к зёрнышку…».

18. 09. 94

Далёкое-близкое… К сожалению, летучим эхом над Доном, Воронежем, Москвой-рекой, Истрой, Окой синеокой уходит из жизни былое, родное, до слёз желанное. Только память порой высветит-припомнит старинную пословицу, бойкую непоседу-поговорку, мудрое присловье: «Горох в поле, что девка в доме: кто ни пройдёт, всяк щипнёт». Сажая капусту, приговаривают: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь густая; не будь красна, будь вкусна; не будь стара, будь молода; не будь мала, будь велика!». «Чтобы больше огурцы – зарывают в грядке пест»; «Пашешь – плачешь. Жнёшь – скачешь»; «Двое пашут, а семеро руками машут»; «В поле серпом да Вилой, так и дома ножом да вилкой»; «Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»; «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится».

В Подонье, Приворонежье, Поочье, Приволжье, Примоскворечье бытуют до наших дней загадки-лукавинки о земледельческом труде, хлебопашестве, садоводстве, огородничестве, овощеводстве: «Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет, тот заплачет» (лук); «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей» (огурец); «Курочка пустодом свила гнездо со двором, сама в гнезде, яичко наружу» (картофель); «Сивая свинья на дубу гнездо свила, детки по веткам, а сама в коренёк» (горох); «Без рук, без ног, на батог ползёт» (горох и хмель); «В поле стоит столб, у столба сто колец, у ста колец сто плетей, у ста плетей сто молодцов»(хмель).

Все жители прародины А.С. Пушкина вырастали в обстановке народной мудрости, в атмосфере крестьянско-земледельческой педагогики и психологии: «Под одним колпаком семьсот казаков» (маковка); «Антипка низок, на нём сто ризок» (кочан капусты); «Стоит Потап о четырёх лап, из году в год воду пьёт» 9рассадник); «Кругла, а не девка; с хвостом да не мышь» (репа); «В поле блошкой, из поля лепёшкой» (репа); «Красненьки сапожки в земельке лежат» (свёкла); «- Шуба-пашура, куда ходила? – Взашей провожала, на пень сажала: сидите, вши, когда пожнём, то и вас возьмём» (конопля); «Кину с блошку, а вырастет с лукошко» (конопля); «Шёл я в осень, нашёл я восемь, мясо бросил, шкурку износил, а голову съел» (лён).

Память сохранила детские и отроческие образы-грёзы о льняных, конопляных посадках, о почти священнодействии изготовления холстов, холстины. О тех временах – заветное есенинское слово («О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом…»

Ты не в лесу рождён опёнышком,

Дарёный небом первоцвет.

Иди, сынок, за ясным солнышком

Дождям отзывчивым вослед.

Иди туда, где колос с колосом,

Как с братом брат, в ладу живёт.

Иди туда, где голос голосу

Любви надежду подаёт.

И светом пусть душа наполнится

На исходящем рубеже,

И всё хорошее запомнится –

И не забудется уже.

Б. Шальнев. «Подорожная».

17. 09. 94

Трудолюбие, трудовой характер – важнейшая из «добродетелей», определяющих становление, развитие, самосовершенствование личности.

Устные и письменные источники аккумулировали мудрость народную. Хрестоматии, антологии, сборники, «записки» зафиксировали материалы экспедиций, в разные годы осуществлявшие в Подстепье сбор столь важной для эстетического и нравственного воспитания «информации», идущей из глубин столетий: «Терпение и труд всё перетрут»; «Без дела жить – только небо коптить»; «Без труда нет добра»: «Труд кормит и одевает». Народная педагогика Подмосковья с малых лет учительски внушала: «Труд человека кормит, а лень портит»; «Кто не работает, тот не ест»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Дедушки и бабушки из Усмани, Задонска, Хворостянки, Лебедяни, Данкова, Доброго внушали внучатам то, что вошло в их собственный духовный мир от пращуров: «Работай боле – тебя и помнить будут доле»; «Рукам работа – душе праздник»; «Добрые люди день начинают работой»; «Сегодняшней работы на завтра не откладывай»; «У кого работа – у того и хлеб»; «Без труда мёда не едят».

Тысячелетние истоки народной педагогики, животворные родники народной этики и эстетики – в глубинном смысле пословиц, народно-философских афоризмов и речений:

«Не то забота, что много работы, а то забота, как её нет»; «Работать – день коротать, отдыхать – ночь избывать»; «Лень мужика не кормит»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «Добывай всяк своим горбом!» Нет мошны, так есть спина». Нравственный кодекс селянина и горожанина Подмосковья обогащался, углублялся, конкретизировался, психологически и морально корректировался, вбирая в себя всё новые родники опыта и знания: «Хорошо смазал, хорошо и поехал»; «Взялся за гуж, не говори, что не дюж»; «Вполплеча работа тяжела: оба подставишь – легче справишь»; «Поспешай, да не торопись. Что скоро, то не споро»; «Вразумись здраво, начни рано. Исполни прилежно».

История Подстепья даёт многочисленные примеры подвижничества, гуманизма, правдолюбия, творческого дерзания.

Фольклорные источники, зафиксированные в пушкинском Подстепье, подтверждают, что правдолюбие, стремление к правде и справедливости – ещё одно основополагающее свойство натуры россиянина. «Не в силе Бог, а в правде», — великий завет минувшего. Народная мудрость с малолетства назидала: «Великая неправда – грех»; «И Мамай правды не съел»; «Всякая неправда от лукавого»; «Бог правду видит»; «Лжей много, а правда одна»; «Правда в огне не горит, в воде не тонет»; «С правдой не шути!» Отрокам и отроковицам ( в тех же Ельце, Гудаловке, Кропотове, Урусове, Буховом, Каликине) внушалось мудрое назидание: «Не ищи правды в других, коли её в тебе самом нет»; «Правда светлее солнца»; «Правда дороже золота»; «Правда – свет разума»; «Свет плоти – солнце, свет духа – истина»; «Без правды не живут люди, а только маются»; «Дело знай, а правду помни!»

До наших дней на берегах Дона, Воронежа, Красивой Мечи, Матыры участники фольклорных экспедиций фиксируют в речевом обиходе устно-поэтические афоризмы: «Доброе дело правду говорить смело»; «Правда из воды, из огня спасает»; «Как ни хитри, правды не перехитришь»; «Правда что шило – в мешке не утаишь»; «Всё минется, правда останется».

В ученическом кружке, студенческом научном обществе, на курсах повышения квалификации эффективно и перспективно обращение к «местным» реалиям, фольклору «малой родины».

Добротолюбие, стремление к совершению благих дел, естественная потребность в благотворительности, постоянная помощь ближнему – главное, стержневое свойство россиянина. Народная мудрость, осмысливая основополагающие традиции нравственности, из поколения в поколение, из уст в уста передавала пословичное назидание: «Кто добро любит, тому Бог отплатит»; «Не хвались родительми, хвались добродетельми»; «Не стоит город без святого, селение без праведника»; «Жизнь дана на добрые дела».

Пушкинское Подстепье и Лесостепь, являясь ядром древней Московии, центром многих судьбоносных событий, тенденций, располагает особыми пластами пословиц – о добротолюбии, благотворительности: «Доброе дело крепко»; «Доброе дело на век»; «Доброе дело и в воде не тонет»; «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

Доброта, добротолюбие – в основе жизненного кодекса русича: «Добрый человек надёжнее каменного моста»; «Доброму везде добро»; «Доброму добрая память»; «Лучше мучиться, чем мучить»: «Доброму Бог помогает».

Ничего не утаишь от Родины, —

Ни отрады, ни сердечных смут.

Оглянись: какие беды пройдены,

Вдаль гляди: какие вихри ждут.

Нас ещё судьба ни влёт, ни волоком

В смертные не метила круги.

Вот и ты большой не трогай колокол.

Час придёт. Пока побереги.

Б. Шальнев. «Ничего не утаишь от Родины…».

…Пушкинские Дни России… Пушкинские Дни Русского Подстепья… Прародина великого сына земли Русской…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.