Вольфганг Акунов. Из истории Ку-Клукс-Клан

Вольфганг Акунов. Из истории Ку-Клукс-Клан

Где был основан Ку-Клукс-Клан? В одной из комнат адвокатской конторы захудалого городишки Пьюласки в штате Тенесси.

Кем был основан Ку-Клукс-Клан? Несколькими бывшими офицерами армии южан, оставшимися без дела после поражения Конфедерации Южных Штатов в гражданской войне 1861-1865 гг., долгое время считавшейся, с подачи официальной пропаганды северных штатов «войной за освобождение негров».

О Ку-Клукс-Клане

Когда был основан Ку-Клукс-Клан?
Поздней осенью 1865 года, через пару месяцев после завершения этой гражданской войны, расколовшей Соединенные Штаты Америки на долгие четыре года.

Настроение собравшихся в адвокатской конторе бывших офицеров армии конфедератов было хуже некуда. И в этом не было ничего удивительного. Кадровые военные, потомственные профессиональные солдаты, не знавшие и не умевшие ничего, кроме военной службы, оказались у разбитого корыта. Они лишились всего. Пышных балов в роскошных сельских виллах богатых плантаторов, так хорошо описанных в романе Маргерет Митчелл «Унесенные ветром». Лихих кавалерийских атак. Щедрого жалованья, боевых наград и чинопроизводства. Единственным утешением служили безмерно идеализированные воспоминания о героических боях и походах славной армии южан. Утешением, впрочем, слабым и неспособным заглушить горечь поражения.

Вынужденное безделье, провинциальная скука и гнетущее чувство стыда за позорно проигранную войну в скором времени помогли не желавших примириться с поражением вечно вчерашних» измыслить себе «главного врага», причину всех несчастий, что постигли лично их и старый, добрый Юг. Этим врагом для них стал «ниггер», «негр» (как в те далекие времена, да и сравнительно недавно называли чернокожих, афроамериканцев, не боясь быть обвиненными в отсутствии политкорректности). Разве не из-за «ниггеров» началась гражданская война? Если бы президент Авраам Линкольн не проявил такого упрямства, из-за «проклятых чернокожих», в вопросе отмены рабства, Юг не был бы разорен, опустошен, повержен в прах дикими ордами «проклятых янки», пришедших с Севера. А теперь «ниггеры», освобожденные Линкольном (застреленным к тому времени актером Бутом, хотя и слишком поздно, по мнению джентльменов из Пьюласки и их единомышленников), чересчур задрали нос, усомнившись превосходстве белых над черными. Пришла пора объявить чернокожим войну не на жизнь, а на смерть, пока они не изнасиловали всех белых женщин и не унизили окончательно белого человека. При этом следует заметить, что под «истинно белым человеком» собравшимися в Пьюласки ревнителями традиций Юга понимался «белый англосакс-протестант». Или, по-английски, White Anglo Saxon Protestant, сокращенно W.A.S.P. Эта аббревиатура была созвучна английскому слову wasp (уосп), что в переводе на русский означает «оса». Подобно осам, былые англосаксы-протестанты (каковыми были и «отцы-пилигримы» — первые европейские колонисты в Северной Америке) должны были грозить своими острыми ядовитыми жалами всем инородцам, всем «понаехавшим» в Америку впоследствии, всем врагам исконно-американского духа.

Семнадцать ветеранов армии конфедератов, собравшиеся на тайную сходку в адвокатской конторе Пьюласки, решили учредить тайное общество, призванное «поставить наконец на место» освобожденных демагогами с Севера черных рабов.
В поисках названия для тайного общества один из собравшихся предложил назвать его «кланом». Кланом (гэльск. clann — семья или потомство) традиционно именовался род у кельтских народов: ирландцев, шотландцев, валлийцев (уэльсцев) и других, но не у англосаксов (относящихся не к кельтскому, а к германскому племени). Однако, такое явное несоответствие, похоже, не смутило джентльменов из Пьюласки (напомним — кадровых военных, а не лингвистов и не этнологов). Видимо, потому, что все перечисленные выше кельтские народности давно уже были подчинены и в значительной степени ассимилированы Англией, а на территории бывших английских колоний, ставших Соединенными Штатами Америки, давно перешли на английский язык.

До начала Гражданской войны в Пьюласки уже существовало одно тайное общество — нечто вроде масонской ложи, под названием «Кавалеры (Рыцари) Золотого Круга». «Круг» по-гречески — «киклос» (от этого слова происходит наше слово «»цикл»). Вот один из собравшихся семнадцати «отцов-основателей» нового клана и предложил ввести в его название слово «киклос». Получилось «Киклос-Клан». Очень скоро новоиспеченные «кавалеры Киклоса» переосмыслили слово «киклос» по созвучию с клацаньем ружейного затвора — «ку-клукс-клан». Так клан получил свое окончательное название. Так на внутриполитической арене США, еще содрогавшихся в послевоенных конвульсиях. появился призрак Ку-Клукс-Клан.

С самого первого дня своего существования Ку-Клукс-Клан окружал себя атмосферой таинственности. Был разработан сложный церемониал многоступенчатого посвящения — смесь посвятительных обрядов «вольных каменщиков»-франкмасонов (большинство офицеров американской армии — и не только — еще со времен британского владычества и Войны американцев за независимость от Англии были членами масонских лож) и индейских племен (в годы Гражданской войны индейцы в основном сражались против северян на стороне конфедератов, уполномоченным которых по индейским делам был генерал Альберт Пайк, известный масон тамплиерского обряда, впоследствии немало потрудившийся на благо Ку-Клукс-Клан). Вскоре «клиглы» и другие «клансмены» получили единообразное орденское облачение, представлявшее собой белую рясу (пренебрежительно именуемую противниками Клана «балахоном» или «ночной рубашкой») с острым капюшоном, имевшим прорези для глаз, чтобы, в случае необходимости, скрывать лицо члена Клана. Клановская ряса напоминала облачение католических религиозных конгрегаций (в частности, испанских и португальских). С учетом ярого протестантизма ку-клукс-клановцев, это явное заимствование ритуального облачения у католиков было нелогичным, но это, похоже, членов Клана не смущало. Со временем высшие сановники тайного общества получили рясы иных цветов — пурпурного, красного и др. и особые знаки различия в виде золотых и иных полосок, нашиваемых на рукава. Нагрудной эмблемой клана стал уширенный белый крест на красном или черном поле, с черным или белым ромбом в перекрестье, украшенным изображением красной «капли крови, которую Иисус Христос пролил за белого человека» (к «ниггерам» и прочим цветным Искупительная Жертва Христа на Голгофе, по мнению «клансменов» отношения не имела — «не стал бы Сын Божий, Спаситель, жертвовать Собой за каких-то черномазых»). При виде приближающихся вскачь ночных призраков в развевающихся на ветру долгополых рясах «белых крестоносцев», подобных всадникам Апокалипсиса, суеверные чернокожие, о просвещении которых белые плантаторы, владевшие черными рабами до конца Гражданской войны, естественно. особо не заботились, должны были в благоговейном ужасе, как встарь, покорно склоняться перед белым человеком.

Всего за несколько месяцев в штатах побежденного Юга возникли «местные ячейки» Ку-Клукс-Клан. В 1867 году члены Клана съехались на съезд в город Нэшвил (штат Теннесси). На Съезде был принят тайный Устав, или Конституция, Клана, под названием «Клоран» (сочетание частицы «Кл-» и названия священной книги мусульман — Корана), в котором утверждалась «богоустановленное превосходство белого человека» необходимость «рыцарского Крестового похода против «строптивости чернокожих».

Еще более недвусмысленными, чем эти изложенные черным по белому на бумаге уставные цели, были прозвучавшие на съезде в Нэшвиле устные призывы:

«Бороться с неграми и с их отродьем огнем, плетью, кинжалом, пулей и петлей!»

Для тайного общества была разработана достаточно сложная организационная. Само общество получило официальное название «Невидимая империя Юга» во главе с «Великим Мудрецом», при котором был совет из десяти «Гениев». Каждый штат именовался «Королевством» под управлением «Великого Дракона» и штаба из восьми «Гидр». Каждое «королевство» разделялось на «владения» («домены»). Во главе «доменов» стояли «Великие Тираны» с помощниками («Фуриями»). «Домены», в свою очередь, состояли из «провинций». Во главе каждой «провинции» стояли «Великий Гигант» и четыре «Домовых». Имелись в Ку-Клукс-Клане и другие степени и должности с не менее звучными названиями — «Великие Циклопы», «Великие Маги», «Великие Казначеи», «Великие Стражи», «Великие Турки» и т.д. У каждого из них были свои обязанности. Рядовые члены — «клансмены» именовались также «Вампирами». В Клане имелся и свой «Великий знаменосец», хранящий и оберегающий «Великое знамя» тайного общества и прочие регалии.

«Великим Мудрецом (Магистром) Невидимой Империи Юга» был провозглашен пребывавший после окончания войны на покое бывший генерал армии Конфедерации Южных Штатов Натан Бедфорт Форрест (именно в честь него был назван герой известного американского кинофильма «Форрест Гамп»). Отличавшийся крайней набожностью, необычайно популярный среди ветеранов армии конфедератов и всего белого населения покоренного Севером Юга за свои боевые заслуги, генерал Форрест искренне считал возглавляемый им Ку-Клукс-Клан безобидным и далеким от политики союзом ветеранов армии южан, людей столь же достопочтенных и порядочных, как и он сам.

В действительности же белые рясы членов Клана давно уже покраснели от крови — как черных, так и белых «мешочников» («карпетбеггеров»), понаехавших с ненавистного Севера, чтобы склонять негров к неповиновению своим бывших хозяевам, подаче голосов на выборах за Республиканскую партию (тогда — партию северян), а заодно скупать за бесценок недвижимость бывших белых плантаторов (поголовно разорившихся после лишения их по закону основного средства производства — черных рабов). К 1869 году ку-клукс-клановцы успели, в ходе зловещих церемоний казнить, после жестоких пыток, 312 чернокожих. Негры, обвиненные в насилии над белыми женщинами, подвергались принудительной кастрации. Достаточно было обвинения цветного в uppity (строптивости), чтобы сжечь его заживо на костре, засечь плетьми до смерти или повесить.

На подмогу чернокожим, запугиваемым «клансменами» и не знавшим законов, с Севера прибывало все больше белых юристов и детективов из агентства Пинкертона, раскрывших целый ряд случаев ритуальных порок и линчевание негров ленами Ку-Клукс-Клан. Многие «белые рыцари» предстали перед судом и были осуждены в ходе показательных процессов. Генерал Форрест, потрясенный вскрывшимися многочисленными фактами совершенных членами Клана уголовно наказуемых деяний, был вынужден уйти с поста «Великого Мудреца» тайного общества. Но еще до сложения с себя полномочий он в сентябре 1869 года приказал Ку-Клукс-Клану самораспуститься.

На тот момент списочный состав тайного общества включал примерно 62 000 активных членов. Местные ячейки Клана не слишком торопились последовать отданному свыше приказу о самороспуске. А многие его просто-напросто проигнорировали.

В провинциальных местечках юга строптивых черных (а кое-где — также не в меру ретивых «понаехавших» с Севера белых «мешочников) продолжали обмазывать дегтем и вываливать в перьях, сечь плетьми, вешать, резать, забивать дубинками (бейсбольные биты тогда еще употреблялись по назначению) и т.д. Некоторые отколовшиеся от Клана группировки продолжали действовать под иными названиями, вроде «Рыцарей Белой Камелии» и т.д.

Но и там, где «белые рыцари» не совершали убийств. само существование ячеек «клансменов» парализовало гражданскую активность черного меньшинства. Достаточно было недвусмысленного предостережения, полученного от «духов Империи Юга», чтобы афроамериканец (или «кун», на жаргоне белых южан) и в мыслях не приблизился к избирательной урне. Тем самым Клан и без пролития крови добивался своей главной цели. «Ниггер» оставался фактически бесправным и неправомочным. как и до гражданской войны.

Клан продолжал свою подпольную деятельность в форме многочисленных тайных организаций, пока Президент США Улисс Грант, бывший генерал-северянин, не принял в отношении «Невидимой Империи» самые жесткие меры. По его приказу в области южных штатов, охваченные новой вспышкой ку-клукс-клановского террора, были введены части федеральной армии США. Фактически Юг повторно подвергся военной оккупации. Кроме того в 1871 году Конгресс США принял Закон о Ку-Клукс-Клане, наделявший президента США полномочиями отменять в отношении «клансменов» знаменитый «хабеас-корпус», являющийся неотъемлемой частью Конституции США. Термином «Хабеас корпус (лат. habeas corpus, буквально «ты должен иметь тело», содержательно — «представь арестованного лично в суд») обозначается существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века — и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления «хабеас корпус», имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека (букв. «тело», corpus) в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически, этим устанавливалась презумпция незаконности задержания. В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы. И вот это-то, казалось бы, незыблемое положение англосаксонского права было отменено в отношении членов «Ку-Клукс-Клан». Настолько серьезно Президент Грант решил с ним покончить. О твердости его намерений свидетельствовали 7373 официальных обвинений, выдвинутых на этой правовой основе против Клана и отколовшихся от его головной организации подпольных групп. Иногда приводятся данные о том, что на счету Клана по состоянию на 1880 год только убитых было якобы 130 000 человек.

Бдительность северных штатов и упорство преемников Линкольна принесли, в конце концов, свои плоды. Не позднее 1872 года Ку-Клукс-Клан перестал быть национальной проблемой. Общественность перестала симпатизировать «белым рыцарям» в маскарадных рясах. «Клансмены» почти перестали появляться публично. Н означало ли это, что Клану и впрямь пришел конец?

Ни в коей мере. Слухи о «смерти Ку-Клукс-Клан» оказались сильно преувеличенными. В 1905 году вышел роман «Клансмен» («Член Клана»), мгновенно ставший бестселлером. Его издание пробудило ото сна пребывавшее больше 30 лет почти в полном забвении (если не считать новеллу Артура Конан-Дойля «Пять зернышек апельсина») тайное расистское общество и побудило его к возобновлению своей деятельности. В романе обелялись подвиги «белых рыцарей», совершенные в прошлом (хотя и осужденные как по федеральных законам, так и по законам штатов как уголовные преступления), а «клансмены» прославлялись как беззаветные герои американской нации, нуждающейся в них (на момент написания романа) как никогда прежде. Бестселлер, на страницах которого благородные белые рыцари без страха и упрека беспощадно расправлялись с демоническими чернокожими злодеями, пользовался огромной популярностью у невзыскательного американского читателя. Автором нашумевшего романа (и созданной по его мотивом пьесы) был протестантский священник-баптист, юрист, прозаик и драматург преподобный Томаса Диксон-младший из юного штата Северная Каролина.

Через восемь лет после выхода в свет бестселлера «Клансмен», в 1915 году, американский кинорежиссер Д.У. Гриффит создал по мотивам романа и пьесы Диксона великолепный в техническом отношении немой фильм, первоначально также называвшийся «Клансмен», но впоследствии переименованный в «Рождение нации». Своей экранизацией талантливый кинорежиссер внес весомый вклад в прославление — задним числом — деяний Ку-Клукс-Клан. Причем внес в него и новую (по тогдашним временам) нотку. Об одном из белых действующих лиц фильма, поначалу симпатизировавшем освобожденным неграм (главный из которых, бывший офицер армии северян, был выведен на экране похотливым черным дьяволом), в титрах сказано: «Теперь и он стал биться за свою белую арийскую расу» (Now he was also fighting for his White Aryan race).

Маргарет Митчелл впоследствии также создала в своей эпопее о гибели старого Юга «Унесенные ветром» достаточно привлекательный образ Ку-Клукс-Клан.

Прокат нового фильма (ставшего подлинным блокбастером), несмотря на голоса критиков-антирасистов, побил все рекорды по кассовым сборам. И вызвал из могилы призрак Ку-Клукс-Клан.

В том же 1815 году странствующему проповеднику Уильяму Дж. Симмонсу, родом из южного штата Алабама, было видение. В небе над крышей своего дома он узрел в облаках скачущих рыцарей Ку-Клукс-Клан в белых рясах с остроконечными капюшонами.

«Сие знамение от Бога!» — возгласил проповедник — «Я призван восстановить Клан!»

Насколько серьезно, если не сказать — фанатично отнесся Уильям Дж. Симмонс
к посетившему его видению и к своей новой миссии, проповедник продемонстрировал 4 декабря 1915 года. в этот день он поднялся на гору Стоун Маунтин близ Атланты, сколотил там большой деревянный крест, обмотал его упаковочной бумагой и проволокой, облил бензином, водрузил на вершине горы и торжественно поджег. Таков был старинный ритуал, шедший еще от шотландских горцев. Те собирали своих сородичей по клану на тайные сходки, зажигая на холмах и горах деревянные кресты или же рассылая им две связанные крестообразно палочки или щепки с обожженными по краям концами (как это описано, к примеру, в романах великого патриота Шотландии Роберта Луиса Стивенсона «Похищенный» и «Катриона»). Собравшиеся вокруг горящего креста тридцать четыре члена восстановленного Ку-Клукс-Клан встретили церемонию бурным ликованием.

Они кричали: «The Clan rides again!» («Клан снова скачет!» «Клан опать в седле!»)

В апреле 1917 года США вступили в Мировую войну (на стороне Антанты). Охвативший страну военный психоз и прилив национализма стимулировал быстрый численный рост Ку-Клукс-Клан. В том числе и потому, что странствующий проповедник Симмонс расширил круг задач Ку-Клукес-Клан и увеличил число его недругов. В своих проповедях он относил к числу врагов «истинных американцев», т.е. белых англосаксов-протестантов, не только «ниггеров», но и другие «чужеродные вкрапления в здоровое тело американской нации» — евреев (иудеев), католиков, немцев (как-никак шла война с кайзеровской Германией) и «все антиамериканские (буквально «неамериканские», unamerican — В.А.) элементы».

Именно Симмонс (а не сенатор из штата Висконсин Джозеф Маккарти с его «охотой на ведьм» и «Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности») впервые ввел в широкое употребление словосочетание «антиамериканские элементы», не раз использовавшееся с тех пор для диффамации тех или иных граждан (или групп граждан) США, не разделяющих господствующее мировоззрение и противопоставляющих свои взгляды и мнения взглядам и мнениям большинства своих сограждан (а главное — господствующей верхушки американского общества).

На этом мрачном фоне Ку-Клукс-Клан начал возобновлять и расширять свою деятельность во все больших масштабах и все более нарастающими темпами. По ночам появлялось все больше горящих крестов, озарявших сходки «клансменов», придавая их зловещим ритуалам характер религиозных церемоний (впрочем, священники Клана и впрямь совершали богослужения под знаками пылающих крестов). Возобновились враждебные действия «клансменов» в отношении тех, кого они считали своими врагами, а, следовательно — и врагами американской нации. В лесах южных штатах, скрывавших «священные рощи» Клана, снова секли плетями негров. Не дремали и последователи судьи Линча. Петля нередко грозила представителям меньшинств, терроризируемых по признаку цвета кожи, расового происхождения, религии, или мировоззрения.

В период 1915-1926 гг. окончательно сформировался основной костяк сторонников Клана, распространившего свою деятельность не только на Юг, но и на другие штаты США. Наряду с фанатиками-расистами, юдофобами и протестантскими религиозными фундаменталистами из числа мелкой буржуазии и «средних классов», в их число входило немало предприимчивых молодых людей, всякого искателей приключений и любителей пощекотать себе нервы посвящением в ряды тайной организации, невидимой внешнему миру. Немало было и любителей чем-нибудь поживиться. Под угрозой террористических актов со стороны Клана тот или иной его недруг был вынужден спасаться бегством, продавая свою землю, ферму или дом за полцены, а то и вовсе за бесценок. Желающие приобрести недвижимость по бросовой цене могли своевременно обратить внимание вездесущего Клана на цвет кожи, религию или «антиамериканизм» владельца этой недвижимости, «а уж опосля…»

Следует заметить, что в начале 20-х гг. ХХ века состав врагов Клана в очередной раз обновился. К их числу добавились коммунисты и левые всех мастей, немцы же перестали считаться врагами Клана и Америки. Более того, Клан со временем установил весьма добрые отношения с «Немецко-Американским Союзом» («Союзом американцев немецкого происхождения»), исповедовавшим фактически идеологию германского национал-социализма на американской земле. В Клане было даже введено приветствие вытянутой вперед и вверх рукой. Правда, не правой (как во всех фашистских и нацистских партиях), а левой (но это уже, согласитесь, детали). Поэтому, скажем, в 20-е гг. ХХ века Ку-Клукс-Клан прямо именовался в советской и международной коммунистической публицистике «американской фашистской организацией», «ударным отрядом американской реакции, предназначенным для защиты ее интересов в огне грядущих классовых битв». И в этом была определенная доля истины. Вождю германских национал-социалистов Адольфу Гитлеру, судя по воспоминаниям его первых соратников, никогда не бывавшему в Америке, «нравился в ней только Ку-Клукс-Клан». Члены австрийского ариософского «Ордена Нового Храма» («Ордена Новых тамплиеров») Йорга Ланца фон Либенфельза носили на своих тайных церемониях белые рясы с остроконечными капюшонами и прорезями для глаз, напоминавшие ку-клукс-клановские, украшенные на груди кроваво-красным костыльным (усиленным, иерусалимским, виселицеобразным) крестом. Кагуляры («капюшонники») — члены секретной ультраправой организации «Кагуль», действовавшей во Франции в период между двумя мировыми войнами — красные рясы с остроконечными капюшонами и прорезями для глаз, украшенные на лбу белым крюковидным (гамматическим) крестом (свастикой), и т.д.

Постепенно и сам Ку-Клукс-Клан сделался весьма доходным предприятием, настоящим «биг-бизнесом». К 1926 году в рядах тайного общества числилось около пяти миллионов членов. такая масса потенциальных избирателей не могла не заинтересовать многих политических деятелей, вступивших в борьбу за голоса «собратьев по клану». Со своей стороны, политиканы шли навстречу пожеланиям «белых рыцарей», фактически способствуя юридической и фактической дискриминации цветных американцев. Симпатии к Клану, тайное сотрудничество с ним или даже снисходительное отношение к уголовно наказуемым деяниям «клансменов» порой приносили и чисто финансовые выгоды (начиная с пачки долларов в конверте и кончая выгодными сделками или контрактами).

Распространяемые Ку-Клукс-Кланом расистские идеи находили своих сторонников и в правительственных учреждениях. «Невидимая Империя» все более открыто демонстрировала свое возросшее могущество в ходе публичных выступлений в качестве «защитника нации». Клан имел собственные мастерские, занятые изготовлением и сбытом миллионов форменных ряс, значков, факелов, пропитанных легко воспламеняющимися веществами ритуальных крестов, факелов и прочей атрибутики.

К описываемому времени ежемесячный членский взнос рядового «клансмена» составлял десять долларов США. Соответственно, ежемесячный доход Клана только от членских взносов составлял пятьдесят миллионов долларов. На эти деньги Клан занимался деловыми операциями, в том числе на фондовом рынке, содержал специальные отделы по работе с общественностью и по вербовке новых членов, рекламный отдел, доводивший до сведения сограждан «патриотические цели» Клана.

Убежденный в своей добропорядочности и солидности, Ку-Клукс-Клан в 1928 году организовал парад своих членов, одетых по полной форме, перед Белым Домом в столице США городе Вашингтоне грандиозный парад — с дозволения тогдашнего федерального правительства США. В ночь после этой открытой демонстрации силы «Невидимой Империи» «клансменами» было убито тридцать четыре афроамериканца.

Похоже, Клан считал себя неуязвимым. На деле же это было не так. Вскоре против ведущих «магов», «циклопов» и «драконов» тайного общества были начаты процессы по обвинению их в коррупции и преступлениях против нравственности. Наиболее скандальным было дело руководителя Клана в штате Индиана. Кроме того, к описываемому времени возросла мощь американского Федерального Бюро Расследований (ФБР) под руководством Эдгара Гувера, расправившегося с коммунистическим подпольем, целым рядом организованных преступных группировок, связанных с нелегальным ввозом и производством спиртного (в США тогда царил сухой закон) и теперь принявшегося за «белых рыцарей». В отличие от полиции отдельных штатов США, ФБР не было вовлечено в местные коррупционные сети и потому могло, совершенно независимо и централизованно, действуя напрямую из Вашингтона, проводить расследование случаев избиений и убийств чернокожих граждан США и выдвигать обоснованные обвинения. Инициированные ФБР судебные процессы вынудили Ку-Клукс-Клан опять уйти в подполье. Стало опасно хвастаться своей принадлежностью или близостью к Ку-Клукс-Клану.

Разразившийся в 1929 году мировой экономический кризис, не обошедший и Америку, тяжело ударил по Клану, лишившемуся девяти десятых своего общего членства. Тринадцати миллионов безработных, официально зарегистрированных в Америке с 1929 по 1934 год, было не до борьбы за превосходство белой расы в рядах Ку-Клукс-Клан. Они с головой ушли в борьбу за свое собственное выживание, каждый — в одиночку. У них был каждый доллар на счету. Они больше не могли позволить себе тратить десять баксов ежемесячно только на членские взносы, не говоря уже о прочих, побочных расходах. связанных с членством в тайном обществе.

Вступление Америки в 1941 году во Вторую мировую войну против Японии. гитлеровской Германии и фашистской Италии кардинально изменило внутриполитическую атмосферу в США. Обвинения в «антиамериканизме» теперь посыпались на все фашистские, нацистские и прочие правые партии и организации.

После окончания Второй мировой и начала холодной войны с «мировым коммунизмом», в эпоху маккартизма, когда Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, оставив на некоторое время в покое правых, опять занялась коммунистами и прочими левыми (многие из которых к тому же были еще и евреями), уцелевшие сторонники Клана, снова подняли было голову. К тому же Президенты США, похоже, всерьез собрались уравнять цветных граждан в правах с белыми, как это было в свое время намечено Линкольном. В конце концов, черные американцы плечом к плечу с белыми сражались за Америку в годы мировой и Корейской войны…В ответ Клан призвал своих членов «оказать священное сопротивление грязной черной накипи» (используя выражение «Имперского Мага» Роберта Шелтона). В список врагов «Невидимой Империи» вошли так называемые «миксеры» («смесители») — сторонники расового смешения и отмены сегрегации из числа белых, придерживавшихся либеральных и левых взглядов.

Последний взлет активности Ку-Клукс-Клан пришелся на период избирательной кампании Джона Ф. Кеннеди. Он вызывал враждебность Клана по двум причинам. Во-первых, Кеннеди был первым в истории католиком на посту Президента США. Во-вторых, он не скрывал своего отрицательного отношения ко всем видам расовой дискриминации и сегрегации. Однако развязанная ветеранами Клана и их молодыми сторонниками кампания против избрания Кеннеди окончилась полным провалом. Клан в очередной раз ушел в подполье. После убийства Президента Кеннеди в Далласе в 1963 году, «клансмены» возликовали. Среди них пользовалась большой популярностью песенка:

Who favours the Black man,
Is quickly a dead man.

(Тот, кто помогает черному человеку,
Скоро становится мертвым человеком).

Но это уже ничего не меняло…

По данным ФБР на 1970 год в рядах Ку-Клукс-Клан (распавшегося, в очередной раз, на целый ряд отдельных группировок, враждующих между собой — не без влияния того же ФБР и агентов других спецслужб) числилось тридцать семь тысяч членов. По сравнению с пятимиллионной армией, которой Клан мог похвастаться в 1926 году, этого было крайне мало для США, насчитывавших тогда 186 миллионов жителей обоего пола. К тому времени в Клан, с целью увеличения числа его членов любой ценой, было дозволено вступать женщинам и даже детям. С 1945 по 1970 год на счету Клана официально числилось пятьсот пятьдесят пять убитых сограждан, из них пятьсот сорок три чернокожих и двенадцать белых (преимущественно — евреев). Афроамериканцы второй половины ХХ века, в отличие от своих предков второй половины XIX века, не только не боялись шествий «клансменова» в белых рясах, но даже забрасывали шествия «белых рыцарей Юга» помидорами, луковицами и всем, что под руку попадало. Популярность и численность Клана продолжала неуклонно падать.

Во второй половине 70-х годов ХХ века «Невидимая Империя» пережила третье в своей истории возрождение. В период 1975-1979 годов число «клансменов выросло с шести тысяч пятисот (в 1975) до десяти тысяч (в 1979 году) человек (это на все-то Соединенные Штаты Америки)! В данный период «клансмены» активно участвовали в борьбе с Коммунистической партией США, в том числе криминальными методами. Так, 3 ноября 1979 года в городе Гринборо (штат Северная Каролина), пять участников организованной левыми профсоюзами демонстрации, проходившей под антиклановскими лозунгами, были убиты «клансменами». 21 марта 1981 года в городе Мобайл (штат Алабама) три члена одной из куклуксклановских группировок — «Объединенного Клана Америки» — устроили бессудную расправу над девятнадцатилетним афроамериканцем Майклом Дональдом. Судебное разбирательство по этому делу продолжалось несколько лет. Один из обвиняемых «клансменов», приговоренный к смерти за убийство, был казнён в 1997 году. Остальные были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Мать убитого Майкла Дональда подала в суд на «Объединённый клан Америки», что стало прецедентом успешного судебного иска против расистской организации. ФБР с середины 1970-х годов принимало эффективные меры по внедрению в ряды клановских организаций агентов и провокаторов. Постепенно благодаря действиям правительства главные идеологи были арестованы, и клановское движение не получило дальнейшего распространения. В 1993 году «Невидимая империя» была — в очередной раз — распущена, но один из идеологов вскоре организовал своё подразделение Клана, под названием «Белые конфедераты» — впрочем, крайне немногочисленное. В настоящее время в США не существует единой организации под официальным названием Ку-Клукс-Клан. Но в Соединенных Штатах Америки (главным образом, южных), как и в других государствах (столкнувшихся за последние годы с проблемой численного роста цветного меньшинства в своих странах), по-прежнему действуют немногочисленные группы белых расистов, позиционирующих себя в качестве продолжателей традиций Ку-Клукс-Клан.

Заключение

В заключение следует заметить, что Ку-Клукс-Клан еще в ранний период своего существования подвергался критике не только слева, но и справа за то, что своей деятельностью, не изменяя ситуацию коренным образом в пользу белых, вызывал у белого большинства в США комплекс вины в отношении чернокожих и тем самым парализовал сопротивление постепенному, но неуклонному ущемлению прав белого большинства в пользу черного меньшинства населения Соединенных Штатов.