В «Литературном коллайдере» поднимаются проблемы литературы, искусства, науки, политики. И, конечно, мы не можем обойти вниманием спорт. Наиболее любим в России хоккей. В последнее время вокруг него столько дискуссий и даже спекуляций: не оскудела ли Россия хоккейными талантами, насколько конкурентноспособна наша сборная в сравнении с теми же канадцами? На эти и другие вопросы руководителя «ЛиК» Александра Владимирова отвечает замечательный в прошлом защитник, игрок легендарной команды «Крылья Советов» Юрий Терёхин.
А.Владимиров: Юрий Дмитриевич, в 2014 году наша сборная стала чемпионом мира. Спустя год завоевала серебро. Вроде бы неплохо. Но ведь на победном турнире в Белоруссии составы у других команд были слабейшие, все звезды довольствовались Олимпиадой. В прошлом году наши вышли в финал, но… лучше бы не выходили. Да и признаемся честно: чемпионат мира сейчас ничего не определяет. Олимпиада – да! Кубок мира – да! Там – сильнейшие. И тут дела неважные. Полный провал в Сочи. Вообще, на трех последних Олимпиадах, как и на Кубке мира в 2004 мы оставались без медалей. Поэтому смотрю на многие вещи пессимистично. Есть у нас несколько супер-игроков, да всем им за тридцать. Проанализировал составы ведущих команд на Кубок мира в Торонто. Сравнение не в нашу пользу. Или мой пессимизм не оправдан?
Ю.Терёхин: Вы задаете вопрос и сами на него частично отвечаете. Уровень мастерства национальных сборных действительно определяется на турнирах, где играют основные составы. Наша же федерация до сих пор считает победу на чемпионате мира важнейшим результатом своей деятельности. Именно под него заточен и Кубок Гагарина. Другие страны относятся к мировому первенству с прохладцей. Канадцы отдают приоритет своему главному трофею – Кубку Стэнли. На чемпионат приезжают игроки команд НХЛ, которые не попали в плей-офф, то есть – наиболее слабые или неудачливые, причем, приезжают они посмотреть Европу, потусоваться в барах, заодно и поиграть. Поэтому я с вами соглашусь: побеждать надо на Олимпиаде. И на турнирах, подобных ей.
Раньше у нас были супер-серии с канадцами, где и определялось, чего ты стоишь и куда движется мировой хоккей. И я не раз в составе «Крылья Советов» был в Северной Америке, играл против клубов НХЛ. Иногда мы проигрывали, но чаще побеждали. Советский хоккей в тот период был на уровне! А сейчас? Приезжает наша молодежка в Канаду и из шести-восьми матчей выиграть разве что один. Поэтому и канадцы приглашают нас все реже; им стало неинтересно. Другой пример. В Швейцарии разыгрывается Кубок Шпенглера. Турнир не самый сильный. Во времена СССР любая команда без труда могла выиграть его. Ныне фавориты КХЛ как приезжают, так и уезжают ни с чем. А уж матчи с финнами на Олимпиаде и канадцами на последнем чемпионате мира – апофеоз наших проблем.
А.Владимиров: И в чем вы видите главные?
Ю.Терёхин: Прежде всего, наш хоккей стал проигрывать из-за отсутствия элементарной дисциплины игроков. Например – невыполнение указаний тренера. В мое время распоряжения тренера даже не обсуждались.
А.Владимиров: Попробовал бы кто-нибудь возразить Тарасову…
Ю.Терёхин: Не только Тарасову. Были Кулагин, Тихонов и другие. Сегодня тренера можно просто… послать. Такое происходит не только в клубе, но и в сборной. Некоторое время назад во время чемпионата мира один энхаэловец бросил работающему тогда в тренерском штабе Белоусову: иди и тренируй свой «Трактор»… А если нет дисциплины, то нет и взаимопонимания между игроками. Как трудно тогда выстроить реальные схемы игры.
А.Владимиров: В Канаде другие отношения между тренером и хоккеистами?
Ю.Терёхин: О чем вы говорите! Вон, Радулов в свое время нарушил режим и сразу загремел в фарм-клуб. Пришлось срочно возвращаться в Россию. Никто не посмотрел, что он классный форвард.
А.Владимиров: КХЛ не занимается дисциплиной игроков?
Ю.Терёхин: О КХЛ разговор особый. Отцы-основатели лиги уверяли, что она станет второй НХЛ. Не получилось. НХЛ как была, так и остается образцом мастерства, ориентиром для других. Сама идея реальной конкуренции сильнейшей лиги мира была утопичной. Во-первых, стадионы у нас не такие вместительные как в Канаде и США. Во-вторых, билеты на матчи дорогие по меркам русских людей. И сразу у клубов получилось в бюджете черная дыра. Где брать средства? Или из бюджета той или иной области, или взывать о помощи к Газпрому, к крупным банкам. Вот так и стали жить на подачки, правда, на подачки хорошие. А НХЛ зарабатывает сама. У них и свои системы поощрения игроков. Вошла команда в плей-офф – получите бонусы. Но все эти бонусы, все финансирование – исключительно за счет лиги.
Но это только одна проблема КХЛ. Сама по себе она очень велика, многие клубы не соответствует должному уровню. Может, уменьшить число команд и, таким образом, повысить качество игры? А еще сократить квоту на иностранных игроков. Обратите внимание: все иностранцы у нас на лидирующих позициях, в первых звеньях.
А.Владимиров: Что в этом плохого?
Ю.Терёхин: Мы тренируем наших противников, которые на международных турнирах нам же потом забрасывают шайбы. Зато русская молодежь часто не может пробиться в основу. Играет в Европе, в низших лигах Америки. Но только не у нас. И уже в Федерации всерьез обеспокоены этим фактом. Как остановить отток молодежи? Это для нас целая проблема, которая усложняется еще и тем, что появления новых Малкиных и Овечкиных не видим. МХЛ большая, да что толку.
Следующая беда: засилье в КХЛ иностранных тренеров. В НХЛ ни один иностранный специалист не становится главным тренером клуба. Вторым — еще может стать. В этой роли работали и Фетисов и Билялетдинов.
А.Владимиров: А сейчас — знаменитый Ральф Крюгер. Но даже он – только помощник тренера.
Ю.Терёхин: Не так давно наши ведущие специалисты Б. А. Майоров, В. В. Юрзинов поднимали финский хоккей. Теперь финские тренеры доминируют в КХЛ. Парадокс?
А.Владимиров: А как вы относитесь к тому, что КХЛ может расшириться за счет ведущих европейских клубов?
Ю.Терёхин: Пусть эти клубы выступают у нас. Но только сами оплачивают свои переезды. А то взяли частично на содержание тот же «Йокерит». В конечном счете, все это финансируется из нашего российского бюджета.
А.Владимиров: В последнее время начинают говорить о канадской монополии в хоккее. Не хотелось бы… Тем более, любая монополия тормозит развитие.
Ю.Терёхин: Раньше мы не боялись монополий, поскольку советская сборная доминировала. Мы гордились тремя вещами: космосом, балетом и хоккеем. Ситуация изменилась. Канадцы постоянно выигрывают на крупнейших спортивных соревнованиях. Обидно за Державу.
А.Владимиров: И никто не может Кленовые Листья остановить? Те же шведы или финны?
Ю.Терёхин: Мы в свое время могли. А скандинавы, думаю, нет. У канадцев, кроме блестящей плеяды игроков есть еще невероятные энергия и сила воли. У шведов тоже отличная по составу сборная. Но в большинстве случаев она все-таки уступит канадцам. Не тот темперамент, не хватает спортивной страсти, характера, не хватает некоего стержня, который есть у основателей хоккея.
А.Владимиров: Пополнится ли мировая хоккейная элита новыми странами? Той же Швейцарией и Словакией?
Ю.Терёхин: А почему только Швейцарией и Словакией? А немцы? Или норвежцы? Сколько внимания у них уделяется зимним видам спорта! Как норвежские мальчишки и девчонки любят лыжи, прыжки с трамплина и т.д. Им надо так же полюбить хоккей. И они его полюбят. Кстати, хочу обратиться к молодежи: занимайтесь спортом! Не сидите все время у компьютера. Не становитесь раньше времени стариками.
А.Владимиров: Юрий Дмитриевич, сейчас все чаще говорят о переходе на маленькие хоккейные площадки. Так перейдут или нет?
Ю.Терёхин: Обязательно перейдут. Года через три.
А.Владимиров: И последний вопрос: каковы все же наши перспективы в хоккее?
Ю.Терёхин: Пока туманные.