Москвитин А.М. “Автопортрет”, х/м,55x40, 1999 г. (фрагмент)
Москвитин Александр Морисович — живописец, график, скульптор, художник-монументалист, Почетный деятель искусств России, Председатель отделения скульптуры Международной академии современных искусств, многократный лауреат международного конкурса “ИСКУССТВО. СОВЕРШЕНСТВО. ПРИЗНАНИЕ“.
Александр Москвитинродился в городе Улан-Удэ, бывшем Верхнеудинске, первый острог которого заложил в XVII веке русский казак-первопроходец Иван Юрьевич Москвитин. Столица Республики Бурятии расположена в красивейшем месте Забайкалья. Детство, проведенное в таежных лесах и на полных рыбы реках, в горах и на Байкале, формировало у Александра особое мировоззрение художника: с гор открывался простор с прекрасным видом живописной сибирской природы, и это огромное жизненное пространство рождало чувство красоты, свободы и счастья.
Александр рос в творческой среде. Дед был музыкально-одаренным человеком, отец- художник, поэт, кузнец. Дар к рисованию у мальчика обнаружился рано. Отец, Морис Константинович, вспоминал, как «маленький Саша рисовать начал раньше, чем ходить. Он еще на пузе ползал, а уже рисовал, лежа на полу». И, неудивительно, что Саше Москвитину устроили первую выставку в центре города, когда ему было всего 6 лет. После этого маленький «маэстро» входил в классы изостудии Дома пионеров героем, он- единственный, кто обладал правом брать ключи в любое время. И с педагогами-наставниками ему повезло: это были Герой Советского Союза Москалёв Георгий Константинович, Купцов Генри Константинович, Алексеева-Барановская Елена. Рядом с изостудией находились музеи, театры, Союз художников, мастерские тогда ещё молодых классиков бурятского искусства Д-Н. Дугарова, А.В.Казанского, Г.Васильева и др. Они стали Саше Москвитину «старшими товарищами». Их двери всегда были открыты. Заинтересованное дружеское общение, творческий задор, работы, картины, этюды приводили в восторг и многому учили.
Москвитин А.М. “Автопортрет в день рождения”, х/м,130x82, 1974 г.
Это было время, когда организовывались частые поездки на плэнер по бурятским улусам и русским деревням, к берегам рек, к горам, лесам, в тайгу. Всё это укрепляло любовь к природе, развивало наблюдательность. Необходимо было учиться быть терпеливым, внимательно следить за полетом птиц, за изменением облика пейзажа в зависимости от освещения и времени года. Александру интересна была история и культура кочевников, а также его интересовал жизненный уклад семейских старообрядцев. Очень рано стал собирать личную коллекцию археологических артефактов, а также палеонтологических останков (бивни, зубы мамонта, шерстистых носорогов), костей, рогов и черепов современных животных, камней, минералов, кристаллов, редких бабочек. Столь глубокое познание природы, народного быта с жадностью поглощалось молодым умом, способствовало развитию кругозора.
Москвитин А.М. “Memento Mori”, б/а,70x50, 1977 г.
Четырнадцатилетним Александр приехал в Иркутск, где в один день (по причине опоздания) сдал экзамены и поступил в Училище искусств. Учился он вместе с такими художниками, как Сергей Коренев, Николай Гох, Борис Десяткин, Сергей Бухаров, Елена Киселева, Наталья Рубцова и др. Учеба в Училище проходила неровно, постоянно в полемике с учителями. Беспокойство духа и жажду самостоятельного творческого труда ощущал Александр всё время. Его влекли иные задачи, ему уже была не интересна живопись этюдного характера, хотелось всеобъемлющей «надмирности». И в это время его другом и соратником стал Вячеслав Шичков, который оказал большое влияние на формирование стилямолодого Александра. Их сблизила та художественная концепция, где важны точность и подлинность в передаче монументального образа, где декоративно-изысканные ритмы полотен дополняет изысканная грация формы, где в каждой детали, как говорит сам художник, «чувствовалось живое ощущение Сибири». Даже разговор о последних тенденциях современного искусства и философии давал небывалый импульс в развитии, появлялось непреодолимое желание творить, создавать что-то новое и неповторимое. После окончания училища А.Москвитин поступает в Ленинграде в Высшее промышленно-художественное училище им.В.Мухиной.
Москвитин А.М. “Проводник на пути к Алькатвааму”, х/м,120x151, 1984 г.
Мощь мысли и сила обобщения, выражаясь в новой пластической форме, превратили работы художника в явление большого искусства. В 1970-е годы молодой художник активно вовлекается в художественную жизнь страны. Он участвует в городских, областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. В 1980-1990-е годы А. Москвитин ведет общественную деятельность. Являясь членом Комиссии по работе с молодыми художниками Союза художников СССР, Александр руководит семинарами, возглавляет творческие группы во Всесоюзном Доме творчества «Сенеж», на творческой даче имени Константина Коровина в Гурзуфе, Доме творчества «Старая Ладога», организовывает международные симпозиумы, участвует в подготовке и на обсуждениях всесоюзных и зарубежных выставок. Занимаясь административной работой, он не забывает и о творчестве.
Москвитин А.М. “Алькатваам”, х/м,180x180, 1984 г.
С большим успехом проходят вернисажи А.Москвитина в стране и за рубежом. Вместе с другими художниками участвует в выставках различного уровня: Москва, Париж, Нью-Йорк, Милан, София, Улан-Батор, Лондон, Сеул, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне и др. С 1990 года живет в Москве. Это время драгоценного общения с маститыми художниками, искусствоведами, реставраторами, писателями, поэтами, режиссерами, актерами, музыкантами, учеными, врачами, спортсменами, космонавтами, бандитами и просто чудиками, мечтающими, например, о создании «перпетуум-мобиле». Среди его друзей Андрей Васнецов, Иван Николаев, Николай Андронов, Татьяна Соколова, Гурий Захаров, Валентин Сидоров, Виктор Калинин, Леонид Баранов, Вячеслав Клыков, Николай Мухин, Валерий Башенин, Никита Медведев, Владимир Брайнин, Георгий Кичигин, Татьяна Назаренко, Николай Рыбаков, Элеонора Жаренова, Владимир Васильцов, Анастасия Васильцова, Виктор Грачев, Анатолий Зверев, Михаил Шварцман, Анатолий Чащинский; среди писателей: Валентин Распутин, Егор Исаев, Владимир Личутин, Александр Проханов, Владимир Бондаренко, Тимур Зульфикаров, Валентин Устинов, Михаил Варфоломеев, Владимир Карпов, Владимир Гуркин и многие другие.
Москвитин А.М. “Настя и Варя”, х/м,200x150, 1991 г. (фрагмент)
Круг людей, к которым А.Москвитин исполнен глубокого уважения, испытывает симпатию и духовную близость, огромен. Перечислить всех друзей, чтобы не обидеть каждого, не представляется возможным, иначе повествование о художнике Александре Москвитине закончится, а начнется бесконечная вереница имен и фамилий. Художник всех помнит, память у него феноменальная, но хотелось бы продолжить рассказ о том, какие размышления были переработаны в уникальный творческий опыт, как воображение перешло в мир таинства его холста.
Москвитин А.М. “Битва”, х/м,140x200, 1994 г.
В Москве Александр живет и работает в прекрасном художественном окружении. У него большая мастерская на Знаменке, напротив Кремля, рядом Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, недалеко бульварное кольцо, Замоскворечье. Работая в мастерской, которая находилась на последнем этаже и была возможность выхода на крышу, художник ощущал чувство полета над миром. Величие и грандиозность отличают энергично написанные картины «Съемочная группа на Красной площади», триптих «Москва», полиптих «Памяти Вампилова». Особенное трепетно-личное отношение чувствуется в «Портрете дочери Вари» и «Насте», выполненных с духовной глубиной и человеческого проникновения, с особой романтической «русскостью». В это время активно возрождались христианские идеалы, прошлое Русской земли. Со всей серьёзностью научных исследований художник осматривает памятники древнерусской архитектуры столицы и других крупных городов с уникальными памятниками русского зодчества. Москва вдохновляет, но и пугает. Социально-политическая жизнь страны конца 1980-х-начала 1990-х годов, вовлеченная в беды развала и крушения, ужасает. Но художник не выходит «на баррикады с мольбертом» (хотя он был непосредственным участником событий 1993-го), он не пишет остросоциальные, политически злободневные картины и не бросается в «гламурный салонный заказ». Разрабатывать современную политическую тему он стал, прибегая к аллегории («Охота», «Битва», «Реквием»и др).
Москвитин А.М. “Остров”, х/м,180x240, 1994 г.
Используя этот прием в живописи, художник создает композиции, построенные на диссонансе, и в этих нарушениях, странностях, изломах линий чувствуется надлом и болезненность. Пластически выразительные фигуры имеют противоречивые мотивы движения. Это связано с визуальными экспериментами в области геометрии живописи, где автор отказывается от закона математически правильной выстроенной перспективы с одной точкой схода и преобразует пропорции, формы тел и предметов внутри многоуровневой пространственной структуры, известной только ему самому. Такие преображения позволили игнорировать шаблоны и создать свой неповторимый изобразительный язык, на котором художник может «говорить» свободно.
Москвитин А.М. “Чистая энергия”, х/м,200x140, 1995 г.
Ещё до того, как А. Москвитин переехал в Москву (да и после этого), он много путешествует по Сибири и Дальнему Востоку. Разнообразие ландшафтов и этнических типов, бытового уклада вдохновляют его на создание больших композиций. Приступая к работе, он пытается вместить не только свои жизненные наблюдения, но и представить в целом картину мира кочевой цивилизации. Словно племенное божество восседает на самой вершине горы чукча-проводник «На пути в Алькатвааму» (из собрания Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева). Загадочная улыбка на его лице. Он- обладатель знаний, и ему доверена самая значимая сакральная функция, которая является залогом гармоничного существования всего рода. Он, хозяин родовой земли, внимательно следит за всем происходящим, одновременно наблюдая и за зрителем, всматривающимся в широкую долину, окруженную горами, и пробегающую у подножия горы речку. В основе художественно-образной концепции выступает наложение современных реалий на культурно-историческую почву древнего народа. Автор полотна уверенно транслирует высокие родовые добродетели (любовь к природе, уважение к предкам и т.д.), которые помогают представителям различных сибирских этносов (буряты, чукчи, тофы, юкагиры, нганасаны) выживать в суровых условиях бескрайнего севера.
Москвитин А.М. “Портрет молодого человека”, х/м,200x150, 1997 г.
Манера письма, построенная на тоновом воспроизведении реальности в соединении с упругой четкой линией, стала характерной особенностью творческого метода А. Москвитина. Особая пульсация живописной поверхности холста достигается различной степенью напряженности и изменением силы цветового подхода. Примечательно, что мастер то смягчает переходы от цвета к цвету, то вновь сталкивает их.
Москвитин А.М. “Река времени”, х/м,120x140, 2005 г.
В этом сложном взаимодействии колористического строя энергия чеканной линии выявляет силу и мощь творческого тайнорождения. Виртуозно владея рисунком, художник в живописном пространстве картины посредством тонкой, изящной линии сообщает работе особую динамику, привнося в общий ритм картины ещё большую эмоциональность. Таким образом, вибрация красочного слоя достигается не плэнеристическим методом, а условно-академическим способом. Используя классические художественные приемы, мастер предлагает свой вариант пластического воплощения самых тонких, психологических состояний в портретах: оттенок легкой грусти в «Воспоминаниях», сдержанные эмоции на «Портрете Бориса Дмитриева», самопогружённость, граничащая с пристальным вниманием, на «Автопортрете».
Москвитин А.М. “Предсказатель”, х/м,200x140, 2011 г.
В 2000-е годы на разных выставочных площадках страны художник показывает профессиональной и широкой публике многоаспектные историко-философско-художественные проекты: «Острова», «Тайна Таюры», «Путь на Восток», «Предвечные смыслы», «Поток ветра», «Золотое течение реки» и др. В них мастер осмысляет содержательные элементы искусства, включающие в себя непостижимые основы мироздания. Художник виртуозно играет с пластами действительности.
Диапазон его творческих поисков неисчерпаем. Для Михаило-Архангельского Харлампиевского храма в Иркутске Александр Москвитин разрабатывает проект иконостаса, пишет иконописный триптих «Три святителя Иннокентий Кульчицкий, Иннокентий Вениаминов, Сафроний Криставлевский» (220х320).
Москвитин А.М. “Автопортрет в волнах, ветрах и облаках”и “Солярные композиции” терракота,1998-1990 гг.
Москвитин А.М.“Проект памятника Святителю Иннокентию Вениаминову в Иркутске” 2015 г.
Александр Москвитин- художник универсального дарования. Его талант проявляется не только в живописных работах, иконописи, но и в графике, книжной иллюстрации. В разные периоды он пробует себя в гобелене, керамике, монументальном искусстве. В 2011 году в Москве был разработан проект оформления Музея космоса при НПО имени С.А.Лавочкина. В 2013 году Александр Москвитин предложил городу Иркутску грандиозный скульптурный проект «Памятник Славы морякам земли Иркутской – бывшим, настоящим и будущим», планировавшийся в Иркутске на бульваре Гагарина. В 2014 году участвовал в масштабном арт-фестивале «Табун ветров», организованном на озере Байкал.
Москвитин А.М.“ Роспись в Национальном музее Усть-Ордынского Бурятского-округа” 1991 г.
Москвитин А.М.“ Проект оформления Музея космоса при НПО имени С.А.Лавочкина в Москве” 2011 г.
Александр Москвитин- незаурядная личность. Его острый ум, независимость, фантастическая трудоспособность, любовь и преданность родному делу предопределили успех в его ярком, оригинальном творчестве.
Татьяна Соловьева,
Почетный член Международной академии современных искусств,
член Ассоциации искусствоведов и художественных критиков, член Международного союза педагогов-художников