Игорь Гревцев. В предверии завтрашнего дня

Выпускной школьный бал… Еще совсем недавно звучала музыка, танцующие пары летели в будущее. Молодые ребята и девочки стремились к нему,  хотя и понимали, сколь непростым оно будет.

Экзамены в вуз, поиск работы – все это случится завтра. А сегодня: бал, последний танец беззаботного детства! Нет, расцветающей юности.

В этом году о прощальном школьном вальсе – одни воспоминания. Мы спрятались на кухнях, а если и выходим, то с запечатанными повязками ртами. Но любой мрак не спрячет от нас прошлого…

Волшебный школьный вальс  — он должен был властвовать именно в эти дни. Дадим же волю воспоминаниям! А сделает это Игорь Гревцев, ведь его каждая поэтическая строка, словно журчащий ручеек, вливается в бурную реку, в прекрасном пении которой вновь и вновь слышатся звуки все того же школьного вальса…

 

ВЫПУСКНОЙ БАЛ

Выпускной…  Выпускной…

Отпылали последние танцы,

Отзвенел перед ними

Последний звонок.

Всё теперь позади:

Можно только во сне попытаться

Прогулять нелюбимый

Когда-то урок.

Ничего не вернуть:

Ни хорошего и ни плохого.

Ничего не исправить

И не изменить.

Всё теперь впереди:

То ли тёплые дни, то ли холод –

Никому не открыта

Судьбы его нить.

Мальчик с девочкой вновь,

Может быть, повстречаются  где-то,

И пройдут, не приметив

Друг друга в лицо.

Ну, а может, они

Вместе будут растить своих деток:

Станет девочка мамой,

А мальчик – отцом.

Выпускной, выпускной –

Это даже ещё не дорога.

Выпускной – это только

Начало пути.

И не важен сам путь,

Лишь бы он не прошёл мимо Бога.

Постарайтесь, ребятки,

Его обрести.

ПЕРЕД ВЫХОДОМ В МИР

Больше не будет занятий –

Окончен последний класс.

Девочка в праздничном платье

Танцует с мальчиком вальс.

Струны гитарного соло

Выводят прощальный аккорд…

Нынче любимая школа

Проводит их до ворот.

Взрослость навстречу им брызнет

Холодной росою с куста,

Чтобы проверен был жизнью

Их зрелости аттестат.

Мальчика с девочкой встретят

И грозы, и серенький  быт…

Вальс этот сможет согреть их

На всех виражах судьбы.

Главное, чтобы сегодня

Звучал в них торжественный туш,

Чтобы десница Господня

Коснулась их детских душ;

Чтобы они не забыли

О чувстве святом и простом,

Чтобы всегда они были

В сердцах своих со Христом.

Горечи в жизни им хватит, –

Но это потом, а сейчас

Девочка в праздничном платье

Танцует с мальчиком вальс.

ИСТИННАЯ КРАСОТА

На скамейке возле школы

Катя грустная сидит…

А в кустах пасутся пчёлы –

Палисадник аж гудит.

Всё цветёт весенней жаждой

Жить, плодиться и расти,

И поёт былинкой каждой:

«Катя, Катя, не грусти!»

Ничего не слышит Катя,

У неё в глазах тоска:

Не купил ей папа платье! –

В бутиках не отыскал.

Очень скоро в школе вечер, –

Все нарядные придут,

Ну, а ей и выйти не в чем,

Чтоб у всех быть на виду.

Всё ей кажется никчёмным

И ненужным, и пустым.

Раздражают даже пчёлы

И цветущие кусты.

Катя, Катя, разве дело

В знаках внешней красоты?

Что б ты, Катя, ни надела,

Чем гордыню скроешь ты?

Улыбнись, не будь плаксивой,

Умири и дух, и плоть, –

Стань смирением красивой.

Помоги тебе Господь!

СЕРДЦЕ И РАЗУМ

Как трудно бывает порой донести

До взрослых своё состоянье.

И это открыл для себя Константин,

Когда повстречался он с Таней.

Отличник, любимец всей школы, атлет

И гордость своих педагогов,

А в ней ничегошеньки яркого нет,

Зато недостатков – премного.

Училась она не спеша, кое-как:

По всем, без разбора, предметам

Имела стабильный и твёрдый «трояк»,

Была ж некрасива при этом.

А Костя влюбился в Татьяну, да так,

Что взрослые чуть не со стоном

Ему говорили: «Ну, что ты, чудак?

Она же тебя не достойна!»

Но кто и когда в этом мире решал

За чьё-то влюблённое сердце?

Не логикой движется в чувствах душа,

И нет от любви ещё средства.

И Костя не слушал, стоял на своём –

Порою в глазах, аж, рябило:

Он бился за право быть с Таней вдвоём.

И Таня его полюбила.

Два сердца сплелись как венок золотой,

Не предав друг друга ни разу…

Хвала Всемогущему Богу за то,

Что сердце умнее, чем разум.

ПРОВЕРКА ДУШИ

Наверно, не было упрямей

Мальчишки в школе, чем Макар –

Его не сдержишь якорями,

Ничем не свяжешь по рукам.

Уж, если он хотел чего-то

Достичь, узнать или решить,

Он над собою мог работать

До измождения души.

Во всём стремился быть он первым:

В учёбе, в спорте и в труде.

Он жаждал брать от жизни перлы,

А не барахтаться в воде.

И этот мальчик с крепкой волей

Однажды слабость проявил,

Не во дворе своём, не в школе,

Не в спорте даже, а – в любви.

Макар влюбился! Вот в чём дело.

Он говорил себе: «Смелей!» –

Но всё в нём будто каменело,

Когда стоял он перед ней.

Он мялся, он краснел, он мямлил –

В момент, воистину большой,

Он не Отелло был, а Гамлет

С ранимой, трепетной душой.

Он забывал мирские цели:

В тот миг, что жёг его огнём,

В словах ли, в жестах ли, в лице ли –

Но человек был виден в нём.

Нет, воли он не потеряет,

Но чувством станет дорожить…

Господь любовью проверяет

Не силу воли, а – души!

МУЖИК

Подрались мальчишки в школе

(Не в самой, а во дворе),

То ли скуки ради, то ли

От зубрёжки одурев.

А когда завхоз Лаврентий

Вызвал завуча во двор,

«Испарились» тут все дети,

Кроме Кости одного.

Он один из всей ватаги

Был «разделан под орех»,

Но пришлось ему, бедняге,

Отвечать потом за всех.

Педсовет ментов почище

Костю принялся пытать:

С кем он дрался? Кто зачинщик?

И с чего бы драка та?

С Костей бились два урока,

Но, в окно скосив глаза,

Он лишь тёр разбитый локоть

И молчал, как партизан.

Обещали ему кары

Всех сортов – но он молчал…

И тогда учитель старый

Вдруг не выдержал – вскричал:

«Всё! Довольно! Парня бросьте

На предательство толкать!»

А затем сказал он Косте:

«Вот тебе моя рука.

Костя, ты мужик не слабый.

Ты держался хорошо.

Я с тобой в атаку встал бы

И в разведку бы пошёл.

Парень, ты стоял, как воин

Перед вражеским штыком.

Будь и впредь всегда достоин

Называться мужиком».

«СТРАННЫЙ» ТАЛАНТ

Однажды в нашей школе

Был странный ученик.

А звали его Колей.

И был он озорник.

Не мог он без движенья,

Как будто изнутри

Реакция броженья

Толкала на экстрим.

Он резок был и пылок,

На выдумки гаразд.

До ступора училок

Он доводил не раз.

Ему в приказе мудром

Маячил экстернат,

Но как-то ранним утром

Раскрыл он свой талант.

Он шёл по тротуару

Под злой моторный вой, –

Авто, как ягуары,

Неслись по мостовой.

И тут на автотрассу

Проворно, словно мышь,

Как дома по паласу,

Вдруг выбежал малыш.

Мгновенье до удара!

Мальчонку не сберечь!

Но Коля был недаром

Проворнее, чем смерч.

Сверкнула в фарах метких

Копна его волос,

И вырвал он  двухлетку

Почти из под колёс.

А сам погиб…  Вот так-то

Случается порой.

Нет странного таланта –

Есть трус, а есть герой.

ОБЫЧНЫЙ МАЛЬЧИШКА

Жил мальчишка, обычный мальчишка.

Как все дети он в школу ходил,

И, как многие дети, над книжкой

Время он своё не проводил.

И, как многие дети, любил он

Погулять, по дворам побродить.

И, конечно, плевать ему было,

Что там ждало его впереди.

Он не только пил «пепси» и «колу»,

Но порой увлекался пивком.

И закончил он среднюю школу

Самым средненьким «середняком».

Но к чести его нужно  отметить,

Что от армии он не «косил»,

И в свой срок, как и многие дети,

Стал обычным солдатом Руси.

Он из Библии даже и строчку

За всю жизнь никогда не прочёл.

И попал он в «горячую точку»,

Где всё было до дна горячо.

Но однажды, ребят прикрывая,

Он один пред врагами предстал,

И последняя фраза живая,

Что он крикнул тогда: –  За Христа!

Так и умер обычный мальчишка…

Нет! уже не обычный, – винюсь!

Не любил  он учебные книжки,

Но зато он любил свою Русь.

ПЕРВОЕ СЛУЖЕНИЕ

Не становилась боль слабее,

Но с каждым днём, наоборот,

Она вгрызалась в плоть грубее,

Сильней и глубже, словно крот.

Лежал Валерка на кровати

Весь загибсован и в бинтах.

Ещё не знал он в той палате,

Что он отныне сирота.

Не знал, что в автокатастрофе

Переступил он свой порог,

Что врач, хоть был высоким профи,

Отца и мать спасти не смог.

Но, если б он узнал об этом,

Его бы тоже не спасти!

И врач  связался с педсоветом,

И класс Валеркин посетил.

Он говорил с детьми серьёзно

И доверительно, как свой.

Он говорил: «Пока не поздно…» –

И дети поняли его.

Они ходить к Валерке стали

По одному и всей гурьбой,

Они его не оставляли

Наедине с его судьбой.

И страх, способный ввергнуть в кому,

В нём не рванул как динамит…

В таком служении другому

Учились дети быть людьми.

Ещё их жизнь обложит данью

Из мелких склок и суеты,

Но первый опыт состраданья

Их будет греть лучом святым.

НАСЛЕДНИКИ

Мальчишки, мальчишки, рождённые Русью,

Вскормлённые духом отцов,

Секут вас метели мирского искуса,

И ветер вам дует в лицо.

Мальчишки, мальчишки, вам трудно придётся

На вашем грядущем пути –

Полуденный свет восходящего Солнца

Вам нужно собой оплатить.

Мальчишки, мальчишки, вы верой и правдой

Послужите Русской Земле.

Победные ждут впереди вас парады –

Идите по жизни смелей!

Девчонки, девчонки, алмазы  России,

Вобравшие всю её суть,

Какие б мечты вы в себе не носили,

Но вам предстоит тот же путь.

Девчонки, девчонки, подруги и мамы,

И жёны грядущих бойцов,

Ворвётся в сердца ваши ветер, тот самый,

Что дует мальчишкам в лицо.

Девчонки, девчонки, вы верность солдатам

Сумеете твёрдо хранить,

Ведь преданность ваша в бою с супостатом

Им будет нужнее брони…

Мальчишки, девчонки, вы – Русские дети,

Привитые к Божьей Лозе,

Наследники славы прошедших столетий,

Потомки святых и князей!