Виктор Верин. «Горячая точка» российского телесериала (рецензия)

Реж. Денис Карро, сценаристы — Максим Есаулов, Виктор Михеев, Юрий Сапронов.

Телесериал «Горячая точка», прошедший на канале НТВ, и, ставший доступный в интернете, где набирает миллионы просмотров, в ряду со своими предшественниками, выделяет две опасные тенденции. Фильм буквально завален трупами. Убивают много, часто и разнообразно. Иногда сожалеют о содеянном, но что поделаешь, когда жизнь такая – или ты их, или они тебя.

И, хотя в кино не совсем как в компьютерной игре, где у каждого игрока могут быть бонусы в виде запасной жизни, а даже наоборот, как бы со стремлением к максимальной приближенности к реальности, но последствия воздействия на мироощущение зрителя почти такое же. Если в советский период нашей жизни в кино смерть человека была величайшей трагедией, чрезвычайным происшествием, которое вызывало максимальное проявление человеческих чувств – сострадания, сопереживания, сочувствия, осуждения, осознания непоправимости случившегося, то сейчас убийство преподносится как обыденность в решении различных вопросов. Война продолжается. Каждый день. На каждом шагу. «А на войне нелёгкий труд, а сам стреляй, а то убьют…» Когда тебе показывают как много и часто убивают, да при этом, еще и вроде как руками «положительного» героя в том числе, то возникает ощущение, что не так уж это и страшно, тем более, что, похоже, без этого никак не обойтись.

Народ пытается навести порядок в обществе своими собственными силами, вопреки бездействию, а то и противодействию обюрократившихся и продажных властей. Никакой надежды нет на справедливость в рамках действующих законов. Добиться правды можно только силой, только выйдя за пределы правового поля. Такое убеждение невольно возникает в умах сериальных зрителей, ибо подобные сюжетные линии практически не исчезают из боевиков, детективов, криминальных фильмов и даже мелодрам. А что это значит в нашем коммерческое кино, главной задачей которого является извлечение прибыли его создателями и прокатчиками? Это значит, что у зрителя есть запрос на такое кино. Ведь в кино реализуются наши несбывшиеся мечты. Сопереживая, с киногероями вы проходите их путь, побеждая все невзгоды, утверждая справедливость. Но к чему может привести постоянное употребление такого кино – к выплескиванию агрессии, протеста в реальность или к сжиганию страстей в воображаемом мире?

Жаль, что фильм сделан «на коленке». Есть и явные заимствования из фильма Алексея Балабанова «Брат». Хотя исполнитель главной роли Арсений Робак и заявлял в интервью перед премьерой: «… Можно сказать, что референсом моего героя был Данила Багров, герой Сергея Бодрова из фильма «Брат». «Взрывы, стрельба и память о «Брате»: как снимали сериал «Горячая точка» Анастасия Новикова, 27 января 2020, но, похоже, здесь речь все же вести следует не о вспомогательном изображении, а о копировании — от манеры поведения, внешней сдержанности до целых сцен. Например, сцена попадания в камеру изолятора Даниилы и Женьки — то, как и тот, и другой разбираются с двумя уголовниками. Ну и конечно, песня «7Б – Молодые ветра» «Нашла коса на камень», которая впервые в кино прозвучала в «Брате», а теперь с нее начиналась каждая серия «Горячей точки».

Много небрежностей и по сюжету… Растянули фильм аж на 24 серии. Актеры уж и не знали, как избежать повторов в схожих проявлениях характера. Главному герою Женьке Мурину так и не нашлось одежды переодеться. Как пришел с войны, так год и проходил в одних и тех же берцах, бриджах, куртке да футболке, как и другие персонажи, консервативны в отношении к одежде, включая «братков» в неизменных кожанках и трениках.

Впрочем, не смотря на все потуги режиссеров и сценаристов загнать актеров в угол и заставить их тиражировать самих себя, образ, созданный Александром Носиком, получился интересным, противоречивым и убедительным. Хоть речь и не идет о неких глубинах человеческого характера, отразившегося в судьбе поколения, но внешние приметы времени схвачены и запечатлены в эскизе вполне точно. Так оно часто и было, особенно в 90-е прошлого века, когда здоровые, умные, полные сил и энергии, с боевым опытом мужики оказывались перед выбором — смириться с теми писанными и неписанными правилами, по которым жило большинство людей в стране, влача жалкое существование, таща на своем горбу несметное полчище продажных чиновников, жуликов и бандитов? Или попытаться отвоевать себе место под солнцем, добившись правды и справедливости? Или, став таким же как те против кого ты собирался бороться?

«Да ты уже даже не бандит, а барыга» — бросает Женька в лицо своему отчиму, «афганцу», настоящему боевому полковнику… Так и было. Многие, подавшись в бандиты, не желая унижаться перед продажной властью, и выживать на гроши, накопив первоначальный капитал, ушли в бизнес и власть. Не редко бывали случаи, когда народ отбивался от бандитов, но ничего не возможно было сделать с чиновниками. И тогда сами шли к «браткам» и «ночным губернаторам» за справедливостью хотя бы в рамках понятий, хотя бы в рамках выживания. Но были и такие повороты судьбы когда, как говориться, входили во вкус. И тут даже не знаешь — что более по вкусу — деньги, которые ты берешь по праву сильного, или власть над человеком, когда ты решаешь жить ему или умереть.

Все это вместилось в том образе Таранова, который создал Носик. Ему даже не повредили особо примитивность и прямолинейность, прописанные по фильму. Даже фамилии героям подбирали с учетом их характеристик по сюжету. Так и Таранов идет по жизни как таран, сметая все на своем пути — и плохое, и хорошее, — пока не будет остановлен или разрушен. Самому ему уже не остановится…