Дискуссионный клуб «Арктида» от «Литературного коллайдера»

Дискуссионный клуб «Арктида» от «Литературного коллайдера»

 «Литературный коллайдер» открывает у себя дискуссионный клуб «Арктида», где будут обсуждаться самые острые проблемы современности. По преданиям Арктида или Гиперборея – древняя цивилизация на территории современной России, страна, достигшая величайшего духовного и технического расцвета. 

Можем ли мы выбраться из пропасти и вновь испытать грандиозный взлет? Какие глобальные задачи нам, прежде всего, следует решать? Спорим, думаем, обсуждаем…  На очереди – состояние русской культуры, в частности, литературы и положение тех, кто ее реально создает.  Присоединяйтесь к нашему диспуту, дамы и господа. 

 Александр Владимиров, народный писатель России, номинант на Нобелевскую премию по литературе. Взгляд на проблему с национальных позиций. 

Написать это письмо меня побудила опубликованная в газете «Завтра» статья философа А.Дугина «Почему русская культура больше не привлекательна». Там он, в частности, пишет: 

«Где русские гении? Нынешняя экономическая и политическая элита их забила. Она их не просто не выращивает, она закатывает в асфальт любого талантливого человека…»
Попробуем ответить. Меня часто называют наследником традиций классической русской литературы. И что? Кроме насмешек от своих мучимых завистью собратьев по перу, часто, таких же русских, я не слышу в свой адрес приятного слова. А уж когда несколько международных русских организаций (в том числе и Центр славянской культуры им. К.Васильева) выдвинули меня на Нобелевскую премию, не прочитал фразы в свою поддержку. У себя на «Литературном коллайдере» мы публикуем талантливых русских публицистов, художников, ученых и что? И, хотя читают наше издание в 50 странах мира, где разговоры о них, об их творчестве на страницах патриотической прессы? Где помощь им со стороны национальных русских организаций. Получается, таланты в России никому не нужны.
Интересно, что было бы, если бы я являлся представителем не русского, а малого народа и писал бы о своих талантливых соотечественниках? Думаю, «Литературный коллайдер» стал бы «светом в окошке». Эти другие народы друг друга поддерживают. А мы?.. 

Пока мы сами не научимся поднимать свое национальное искусство, пока не перестанем выискивать в русском таланте «не те идеи», ничего у нас в жизни не  получится. Русский талант следует поддержать лишь только потому, что он РУССКИЙ. Поддерживать не только давно умершего творца, но и творца современного. Создать ему максимально комфортные условия, постоянно говорить о нем где только возможно, создавать ему необходимо высокий ареал. И к нашей культуре потянется молодежь. Когда же в качестве «путеводной звезды» мы принимаем западные культурные образцы (пусть даже хорошие), то и будем продолжать плестись в хвосте западной цивилизации. 

 

Владимир Калуцкий, писатель, г. Бирюч. Ну, где-то так…  

Скажу больше.
Общественное равнодушие к художественному слову многих замечательных сочинителей вынуждает прятаться под собственный панцирь. Условия сурового безденежья обрубают  возможности к исследовательской работе.
Самоё слово «писатель» в России нынче низведено до уничижительного уровня. Писатель — значит неудачник, плохой затейник. Судя по  тому, что происходит в стране — дальше положение будет только усугубляться. И потому не общественные деятели, не бизнесмены и  не политики нынче становятся  главными оппозиционерами.  Именно писатели, как и неведомые молитвенники, с их видимым непротивлением, превращаются в настоящую духовную силу.
И это заставляет режим давить писателей. Чтобы им не удалось взломать общественное равнодушие. 

 

Сергей Галиченко, писатель, общественный деятель, г. Старый Оскол Русский автор всегда был частью общества. 

В качестве рецепта развития современной русской литературы недавно услышал: «Русского таланта следует поддержать лишь только потому, что он РУССКИЙ» — Даже если этот талант сомнителен? Будет ли от этого польза русской литературе? Подобная позиция как раз и является причиной того, что не видно современных русских гениев. Потому что, бездарности активны и организованы, а среди авторов талантливых фактически отсутствует товарищество, основанное на идейной близости и литературных способностях, когда прямо говорят не только о том, что хорошо, но и о том, что не совершенно. За глаза скажут все, что угодно, а на общение времени нет. Между тем, всегда и везде литературный талант проявлялся в способности автора увидеть в творчестве другого гениальные находки и восхититься этим, помочь донести это до читателя. В отношении своего же творчества автор всегда находился в постоянном поиске, сомнении, потому как творчество талантливого автора — это не ремесло, а путь самопознания…У нас же сейчас каждый заявляет себя единственно настоящим писателем, которого не признают массово лишь потому, что против него существует мировой заговор или читатели до его творчества еще не доросли… С моей точки зрения, поддержка и развитие современной русской литературы возможно не за счет бездумных лайков всякому, кто называет себя русским писателем, а за счет формирование литературной среды в реальном мире, прежде всего, когда авторы общаются друг с другом не от фестиваля к фестивалю или от творческого вечера к презентации, а на постоянной основе. И в процессе этого живого общения вырабатывается какая-то более или менее единая точка зрения на те либо иные явления, события, произведения. Авторы пытаются услышать друг друга и помочь автору услышать самого себя. Оглянитесь на историю русской литературы. Русский автор всегда был частью общества. И литературные клубы, журналы, газеты не просто создавали комфортную для них среду, а давали возможность реализации своих идей, воплощенных в литературную форму. 

 

Наталья Мостицкая, кандидат культурологии, доцент, г. Москва Ответственность перед будущим. 

На мой взгляд, проблема поддержки таланта – это вечная тема. Только как в современных условиях оставаться в творчестве на позициях нравственных ориентиров, «впечатанных» в художественный язык русской литературы и культуры в целом? Несомненно, основным противостоянием и разрушающей силой русского языка, русской культуры является современная пресса. И даже не в государственной системе дело, любая система пытается самосохраниться, здесь социальная активность нужна и пробуждение русского самосознания должно происходить не в отрыве от нравственных основ. Ну а самооценка в критериях духовных законов – самое сложное творчество, и оно всегда было и будет уникальным и единичным явлением. Поэтому каждый на своем месте, имея возможность поддержать таких духовных «искорок» пусть помогает. Нет смысла перекладывать это на плечи каких-то мифических организаций и государственных структур. 

 

Вольфганг Акунов, писатель, публицист, г. Москва Защищаем могилы свои.

Горизонт застлан дымом пожарищ,
Все проиграны, вроде, бои…
Но, не падая духом, товарищ,
Защищаем могилы свои.
Нас обходят и справа, и слева.
Не надеемся тело спасти.
Помоги же, Пречистая Дева,
Нам спасенье в Раю обрести!
Пусть земное — все то, что нам мило —
Гибнет в бурях Вселенской Зимы.
Защищать свои будем могилы
До конца от приспешников Тьмы. 

 

Виктор Долгий, действительный член Евразийской академии телевидения и радио, член Союза журналистов России. Меняются времена, меняется читатель. 

Русская культура и, как её часть, литература живы и здоровы. Мы видим множество поэтических кружков, которые время от времени выпускают свои даже бумажные сборники трудов. У нас выросло огромно количество пишущих людей, которые массово осваивают прямые пути к читателю — социальные сети. Наконец, лучшим показателем жизни языка, культуры и литературы является наличие живого фольклора. Только недавние выборы породили множество чудесных частушек и поговорок. Теперь о профессиональных стенаниях. Принято считать, что показателем высокой литературы является роман. Но вот беда: те, кто принял этот постулат, уже давно померли. Сегодня редеют ряды читателей романов. Изменилась эпоха. Появилось даже чудесное слово «многобукф» (пишется слитно), которое обозначает текст не для массового читателя по признаку объёма. И это мнокобукф человек не хочет читать не из-за того, что люди стали тупее, а просто информации хватает с избытком из бесконечных телеканалов, невероятного потока сообщений в социальных сетях, доступных СМИ.  

Самым большим наслаждением и сокровищем стала тишина. А почитать роман прекрасно. На даче. 1-2 книжки в год.  

 

Александр Никитин, генерал-майор, секретарь центрального политсовета ПЗРК «Русь» Русские таланты власти не нужны 

Выдающихся русских писателей сейчас не видно. Конечно, может быть, такие и существуют, но широкой читательской публике о них ничего не известно, а это всё равно, что нет. Модные писатели есть, но в общем контексте великой русской литературы отнести их к разряду «великих русских» решительно невозможно.  

Значит ли это, что оскудела земля русская на пишущие таланты? Отнюдь. В каждом поколении с железной неизбежностью рождаются люди, наделённые разными талантами, в том числе талантом к писательству. Причём таланты варьируются в широком диапазоне от простой способности до гениальности. Но это только одна сторона медали, биологическая, точнее генетическая. Для того чтобы человек состоялся, этого недостаточно. Требуется вторая сторона медали, социальная. Нужны условия, благоприятствующие реализации данного от природы потенциала, главным из которых является общественный запрос на личность определённого рода, в данном случае на хорошего русского писателя. Предложение без спроса фертильно — возможные гении литературы появляются на свет, но таковыми не становятся из-за того, что общественная среда душит врожденный потенциал, не испытывая в нём потребности. По той же причине стихийно пробивающиеся местами ростки русского литературного таланта заглушаются сорняками примитивизма, пошлости и графомании, прозябая вне фокуса общественного внимания.  

Ну не нужны талантливые писатели, тем более русские! Ведь настоящий писатель, в отличие от суррогатного писаки, имеет обыкновение вскрывать язвы общества, в котором он живёт, и воздействие его произведений на людей прямо пропорционально силе таланта, которым его наделила природа (по другой версии — Господь Бог). Язв же в нашем обществе явный переизбыток. «Поэт в России больше, чем поэт», — подметил классик. В том смысле, что литератор ещё и идеолог. Вот примется такой талант писать о том, как народ подло грабят, а русский талант ещё и о том, как его государствообразующая нация пребывает в РФ в статусе обездоленного меньшинства. Причём писать так, что читателя за душу возьмёт. Так и до русского бунта недалеко… Какие писатели России нужны, какие нет решают власти и их прихлебатели — как раз те, кто грабит и притесняет. Вот они и душат русский талант в зародыше, а халтуру, наоборот, поощряют, порождая отрицательный отбор в литературе. Такая вот цензура.  

Живший в древности в греческом городе Дельфы раб Эзоп даже специальный язык придумал, чтобы обойти цензуру, его так и называют — эзопов язык. Но не помогло, влиятельные граждане Дельф узнали себя в эзоповых персонажах и убили сочинителя, чтоб другим неповадно было. 

В наше время нравы смягчились. Слава Богу, писателей уже не убивают физически. Их просто не пускают в литературу. Так что выдающихся русских писателе нет и не будет, пока во власти держится антисоциальный и антинациональный класс, губящий Россию материально и морально. 

Андрей Савельев, доктор политических наук, лидер партии «Великая Россия» 

Эпоха сменилась. Мы живем в состоянии упадка всех без исключения отраслей творчества — как научного, литературного, изобразительного. При этом в России еще остаются подвижники, продолжающие традиции русской культуры. Их гораздо больше, чем есть запрос на них у властей и публики, которые заняты только вопросами материального обеспечения своих все более растущих потребностей. Правда, для одних этот рост подкрепляется ростом доходов, а для других, напротив, падением. Что касается творческих кругов, то они обречены на нищету, исключая лишь небольшую прослойку, которой случаем или волей закулисных манипуляторов созданы какие-то признаки популярности. 

Расчеловеченная Россия погибает, и никакой другой перспективы, кроме исторического краха и исчезновения, у нее нет. Достанет ли у русского народа сил, чтобы сбросить ярмо бесстыдной и бескультурной олигархии? Это будет ясно в ближайшие годы. Именно годы, а не десятилетия. Если достанет, то вкус к литературе вернется. Потому что человек живет не хлебом единым. Иная государственная власть создаст иную культурную обстановку — изменится содержание образования, информационная среда. Писательский труд, конечно же, получит поддержку. Но при этом, конечно, придется поставить заслон графомании, которая расцвела пышным цветом в интернетовском самиздате. Россия может прокормить 10.000 писателей, но миллион писателей мы точно не прокормим.