Корреспондент движения «Евро-Русь» Вера Ломакина продолжает интервью с писателем Александром Владимировым, который рассказывает о своем путешествии по Германии и некоторым другим странам Европы, делится соображениями и делает выводы.
В.Ломакина: Кроме Германии вы посетили Лихтенштейн. Почему именно его?
А.Владимиров: Это крохотное княжество, меньше которого на земле только Монако. Париж или Рим – конечно интересно. Но Лихтенштейн…
Я знал об этом «карлике» совсем немного. Что проживает там чуть более тридцати шести тысяч человек, у которых сумасшедший доход, получить иностранцу гражданство Лихтенштейна невозможно. Может, именно здесь частица рая на земле?
Ехали через Австрию, через Альпы. Познакомились с несколькими местными жителями. Они, мне показались более открытыми, чем немцы. Впрочем, возможно ли один народ делить на немцев и австрийцев? Все это германцы, живущие в разных регионах. У нас ведь тоже белорусы и малороссы вдруг стали «иными» от нас русаков людьми. И живем мы теперь в разных государствах. И, оказывается, малые народы России ближе нам братьев славян? Не глупость ли?..
В.Ломакина: А какое впечатление на вас произвела Австрия в целом?
Граница между Австрией и Германией. Никаких полицейских кордонов и в помине нет
А.Владимиров: Я ее только проезжал, поэтому многого не скажу. Внешне все привлекательно. Например, городок Фельдкирх, что неподалеку от Лихтенштейна, напоминает страну Оз – небольшие, изящно отделанные домики, и повсюду цветы, настоящее цветочное безумие!
Но вот и Лихтенштейн. В отличие от многих других европейских стран, здесь нас встречает пограничный контроль. Правда, машину не проверяют – немецкие номера, можно ехать.
Поначалу местность кажется пустынной. Маленькие обшарпанные строения и ни одного человека. Вдоль трассы мелькают названия населенных пунктов. Два-три дома – и ты уже в новом «городе».
Проехали еще немного. Ничего не меняется. Какая-то глухая деревня. Оставалось надеяться, что уж столица Вадуц поразит нас на все сто процентов.
Однако и Вадуц при первом приближении не произвел сильного впечатления. Машину мы оставили на платной стоянке. Я предложил заплатить за час, этого времени для осмотра местных достопримечательностей казалось достаточным, однако мой кузен Валерий настоял на двух часах. Я не стал спорить, ему, жителю Европы, виднее.
В.Ломакина: И какова же столица Лихтенштейна?
А.Владимиров: Представьте себе длинную улицу, от которой отходит несколько узких переулочков. Сколько улиц идет параллельно главной, не знаю. Мы потом свернули еще на одну, не исключено — единственную.
Вот он таинственный «карлик» Лихтенштейн!
Дома, в отличие от Фельдкирха, более серые. Повсюду маленькие кафе и магазинчики. Заглянули в один. Пиджак, который в Штутгарте стоит сто евро здесь продается в пять раз дороже. За невзрачный сувенир следует выложить от пятидесяти до ста швейцарских франков. Продавщицы делают вид, что раскладывают товар и с некоторой тоской смотрят на отсутствие покупателей. Местные у них вряд ли что приобретут, до Австрии рукой подать, можно «затовариться» там. Но может все-таки клюнут туристы, коих здесь немало?..
В.Ломакина: Неужели там вообще нет никаких достопримечательностей?
А.Владимиров: Центральная площадь — единственное место по-настоящему достойное внимания. Здесь находятся банк, ландтаг, в котором заседают двадцать пять человек, католическая церковь.
Я у банка Лихтенштейна. Но грабить его не собираюсь
У здания ландтага. Интересно, там заседают такие же непроходимые мудрецы, как у нас в думе?
Католическая церковь на центральной площади Вадуца
Но площадь эта миниатюрная, сделал с десяток шагов – и уже миновал ее. И потом, это же не чудо света, как например Храм Василия Блаженного.
Еще оставался замок князя Лихтенштейна Ханса Адама II. Вроде бы красив, но высоко в горах. Да и есть ли туда экскурсии?
Заглянуть бы в гости к великому князю, да времени нет
Мы дошли до конца центральной улицы и свернули на соседнюю. Уютная, маленькая и… очень деревенская. Двое мальчишек пытались в речушке поймать рыбку, только безрезультатно. Недалеко велась стройка, рабочие были очень похожи… на таджиков.
Лихтенштейн без маски
И это все о нем
В.Ломакина: Что-то у вас совсем отрицательное отношение к Лихтенштейну. Может это потому, что вы мечтали увидеть нечто поражающее воображение, а зрелища не получилось?
А.Владимиров: Знаете, сначала вид «карлика» покоробил. А потом я поменял о нем мнение. Я вдруг подумал: «Местные жители, наверняка, счастливы. Они живут за счет «банковских игр», но живут неплохо! Есть свои промышленность, сельское хозяйство. И как тут тихо, спокойно! Никто не собирается решать мировые проблемы».
Совсем деревня… Но какая!
Не хотели бы иметь такой домик в самом благополучном государстве мира?
В тот самый день, когда я находился в этом крохотном княжестве, мир ждал войны между США и КНДР. Скажите об этом фермеру Лихтенштейна, что он вам ответит? «Посмотрите лучше на моих коровок, молоко у них отменное»? Что лучше: ютится в золотой деревеньке или блуждать по огромным просторам, ощущать свою «особую миссию» и постоянно сталкиваться с неразрешимыми проблемами? У меня ответа нет. А у вас?
В.Ломакина: Вопрос и впрямь непростой.
А.Владимиров: Еще я расскажу о своем последнем путешествии в городок Марбах. Я уже говорил, что это родина великого Фридриха Шиллера. Плыли мы туда из Штутгарта по реке Неккар. Места вокруг живописные и такие традиционные для юга Германии – зеленые луга, сады, небольшие домики.
Красиво, не правда ли?
А про это что скажете?
Путешествие не дешевое. Три часа обошлись в двадцать шесть евро. На катере – отличный сервиз: ресторан и прочее. Однако, посмотрев в меню на «веселые» цены, решили перекусить в самом Марбахе.
Путешественники приветствуют «туземцев»
На родине Шиллера интересен исторический центр. Здесь, даже более чем где бы то ни было в Германии, ощущаешь себя человеком того «старого» времени. Лишь по некоторым улочкам как-то протискиваются машины. Дома дышат грозным временем прошлых веков. Иногда кажется, что сейчас, откуда не возьмись, появятся представители инквизиции и арестуют тебя.
В.Ломакина: Бог мой, за что?
А.Владимиров: Как за что?! Я в шортах, а кузина в брюках…
Города, где я побывал, несмотря на некоторую похожесть, уникальны. Каждый вызывает свои ассоциации. Баден-Баден – умиротворение и упоение красотой природы, В долине сказок Людвигсбурга так хочется вернуться в детство. Лихтенштейн, как разбойник, скрывает под маской серости свое истинное лицо. Марбах – напоминание о тяжелом и героическом прошлом германских земель.
Вот оно Средневековье, где опасаюсь столкнуться с инквизицией
В случае чего, прошмыгнем сюда
По дороге встретился книжный магазинчик. Зашли, посмотрели. Выбор невелик: несколько фолиантов по искусству, да что-то из жизни Шиллера. Из современных авторов увидел лишь одного и… в единственном экземпляре. Кузина представляет меня хозяину. Тот вежливо улыбается, однако интерес к русскому писателю невелик. Очевидно, что доход у него небольшой, кроме нас в магазинчике — никого. И здесь электронные издания окончательно добивают бумажные.
В.Ломакина: Кстати, вы видели, чтобы в Германии кто-нибудь читал бумажную книгу?
А.Владимиров: Один раз в трамвае. Как ни странно, это была молодая женщина, а произведение, похоже, художественное. Но вернемся к нашему путешествию. Наконец-то мы увидели дом Шиллера.
Дом Шиллера. Заглянем?
Посещение стоит всего одно евро. Обрадовались, хотя, как выяснилось позже, радоваться особо нечему. Несколько почти полностью пустых комнат. Есть лишь бюст самого Шиллера, рисунки (не исключено, сделанные много позже после смерти поэта) членов его семьи – отца, матери. Жила семья бедно, одну комнату сдавала. И это с учетом того, что на первом этаже был хлев для животных.
В.Ломакина: Правда, что музей стали реставрировать только в последнее время?
А.Владимиров: Да. Мне хорошо известна печальная участь многих наших музеев. Ах, если бы чиновники также думали о культуре, как об откатах! Но трудно было представить, что и в богатой Германии существуют подобные проблемы.
Шиллер для немцев, как Шекспир для англичан, или Пушкин для великороссов. А какова судьба германского гения? Короткая жизнь, и, как часто бывает, слава пришла только после смерти. В середине двадцатого века — новое забвение. Оказывается во времена Рейха Шиллера называли предтече Гитлера(?!). Фюрер знал, кого выбирать своим предтече! А сменившие его либералы выходит это подтвердили?
Но был и один важный для меня момент этой поездки: «Литературный коллайдер» собирается активно сотрудничать с местным Обществом Шиллера.
Встреча с представителем общества Шиллера. Я бы с такой красоткой подружился…
В.Ломакина: И чем закончилась ваша поездка в Марбах?
А.Владимиров: Купили в музее бутылку изумительного старого вина, приехали в Штутгарт и распили ее в память о великом поэте.
В.Ломакина: Какой бы вы сделали основной вывод из своего путешествия?
А.Владимиров: Вывод пусть делает читатель. Мне же хочется снова вернуться туда. Хочется, чтобы между нами не было границ. Ведь и мы и германцы являемся потомками великих ариев.
И уж совершенно не тянет меня поворачивать голову на Восток.