Юрий А. Домбровский. Увидеть Париж и… не умереть (продолжение)

 Вышли к Нотр-Даму или, как его ещё называют — Собор Парижской Богоматери. Собор, вернее, его правое крыло, в лесах — идёт реставрация. Служба, тем не менее, в соборе не прекращается. Послушали службу под аккомпанемент ударов   молотков рабочих-реставраторов, не уставая поражаться мастерству строителей X-XI веков, величественности и грандиозности внутреннего убранства. Известный всему миру собор, был построен на месте христианской базилики, сменившей в свою очередь древнеримский храм. Строительство его началось в 1163 году и началось оно с хоров. Потребовались долгие годы, чтобы возвести нефы, и, наконец, в 1200 году был закончен фасад, хотя строительство башен продолжалось вплоть до 1245 года. Можно сказать, что полностью строительство собора было завершено к 1345 году. Разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный облик церкви, особенно во времена Французской революции, когда она была под угрозой сноса. Спасло её тогда лишь посвящение богини Разума, культ которой ввёл Робеспьер.

    Собор Парижской Богоматери

        Мощный и величественный, в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделён на три части, а по горизонтали — галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада, называемая Галереей Королей, с двадцатью восемью статуями, представляющих королей Израиля и Иудеи. Народ, который видел в них образы ненавистных французских королей, низвергнул их в 1793 году, но впоследствии во время реставрационных работ, они снова заняли свои прежние ниши.

     Как много всё-таки дала нам на уроках по истории искусств и архитектуры незабвенная Марина Аполлоновна… Как много вложила она в наши души теорий прекрасного, чтобы потом, спустя много лет, мы смогли на практике проверить свои знания. Я смотрю на ажурное окно-розетку в центральном ярусе, диаметр которого составляет десять метров и в глазах мелькают кадры диапозитивов, которые мы просматривали группой на натянутом белом экране. Вглядываюсь в величественный фасад Собора Парижской Богоматери, в галерею узких, переплетающихся вверху аркатур, в две боковые башни, которые так и не были завершены. Но даже без шпилей они завораживают своими стрельчатыми парными окнами. Здесь, на самом верху создан ирреальный мир химер — демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся внизу город; гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих из самых неожиданных точек. Спрятавшись за шпилем или повиснув над выступом стены, эти каменные изваяния, кажется, существуют здесь целые века — неподвижные, погружённые в раздумья о судьбах человечества, о нас, людях XX века, копошащихся там, внизу…   

    На площади перед Нотр-Дамом, уставшие от бесконечной ходьбы по парижским улицам и площадям, мы, наконец, располагаемся на скамейке и вытягиваем уставшие ноги. Перекусываем бутербродами с сыром, сдабриваем их розовым недорогим вином, предусмотрительно прихваченным с собой в лавке у отеля и, собравшись с силами, двигаем дальше.

    Как много ещё хочется увидеть в этом городе… 

      Сорбона и Латинский квартал

      В Латинском квартале, у бульвара Сен-Жермен зашли в мексиканский ресторанчик. Заказали мексиканскую кухню:  всего понемногу и мексиканского вина. Мексиканского не оказалось, поэтому довольствовались испанским. За большим овальным столом познакомились с девушками из Венесуэлы и Колумбии — больше никого здесь не было. Хозяин, узнав, что мы из Москвы, принёс сомбреро и белые широкополые войлочные шляпы, чтобы мы могли в них сфотографировать друг друга на добрую память. Что мы и сделали. Девушки-латиноамериканки быстро ретировались, видимо их смущали наши жёны. Повеселившись от души, перекусив и выпив вина, а также по чашечке крепкого настоящего чёрного кофе, пошли дальше. Подошли к университету Сорбонна, Пантеону и собору Сент-Этьена, расположившиеся кучкой по соседству друг с другом. У Сорбонны — довольно интересная публика. Милые француженки-студентки, щебечущие за чашечкой кофе и сигаретой, бородачи-художники, рисующие цветными мелками прямо на асфальте, музыканты с гитарами и скрипками, исполняющие незамысловатые французские песенки. Праздная публика за столиками уличного кафе с бокалами вина, пирожными и чашками чёрного кофе.

       Снимаю на камеру церковь Сорбонны — одно из самых старых зданий Университета. Барочный фасад увенчан изящным куполом. Верхний ярус ордера органично связан с нижним — типично итальянский мотив. Заходим вовнутрь. Неожиданно для себя в трансепте церкви обнаруживаем гробницу кардинала Ришелье из белого мрамора… Как много, оказывается, таят в себе тайн неприметные на первый взгляд церквушки.

       

        Площадь Сорбонны…

            Неподалёку от церкви Сорбонны стоит величественный Пантеон. Фасад его выполнен в классическом стиле — возврат к античности, что выразилось, прежде всего, в его грандиозных пропорциях:  110 метров в длину и 83 метра в высоту, что видно из бронзовой таблички на стене за колоннадой. Лестница перед входом в храм ведёт в портик с 22 колоннами, поддерживающими фронтон. Пантеон — это храм Славы, предназначенный для погребения великих людей. Покупаем билеты и входим вовнутрь. Стены Пантеона украшены фресками из жизни Святой Женевьевы. Спускаемся в Крипту, находящуюся под храмом и обнаруживаем захоронения многих знаменитых людей Франции: здесь гробница Виктора Гюго, чуть дальше покоится прах Эмиля Золя, Вольтера, самого архитектора Пантеона — Суфло, Карно, Мирабо… Отсюда хочется побыстрее выйти. Сергей с Надеждой с нами не пошли — они расположились за столиками летнего кафе, где и поджидали нас за чашечкой кофе. Присоединяемся к ним, пьём чёрный кофе, даём возможность ногам хоть немного расслабиться и отдохнуть.

        (продолжение следует)

        На заставке к материалу картина Юрия А. Домбровского «Триумфальная арка»