Вольфганг Акунов. ТАЙНА ГИПЕРБОРЕИ

Вокруг теорий и гипотез о местонахождении Гипербореи — блаженной страны, расположенной, согласно представлениям древних греков-эллинов, где-то «За Бореем» (северным ветром), то есть на крайнем севере известного им обитаемого мира, или даже за его пределами, было, со времен, по крайней мере, древнегреческих поэтов Гесиода и Гомера, сломано великое множество словесных копий. Между тем, наиболее правильную точку зрения на Гиперборею и населяющих ее гипербореев (или же гиперборейцев), высказал, пожалуй, русский философ и религиовед Алексей Федорович Лосев в своем труде «Античная мифология в ее историческом развитии». В нем Лосев убедительно доказал, что под Гипербореей следует понимать не столько какую-то определенную географическую местность, сколько социально-нравственную категорию. Как подчеркивал Лосев, «Прежде всего, гиперборейская страна вовсе не имела какой-нибудь определенной локализации. Так, (древнегреческий географ периода власти Рима над Грецией – В.А.) Страбон (XI, 6, 2) говорит, что греческие географы «называли гиперборейцами, савроматами и аримаспами всех живших выше Эвксинского Понта (Черного моря – В.А.), Истра (Дуная – В.А.)и Адриатического моря (с нашей современной точки зрения, эти знакомые античным авторам народы жили отнюдь не на «Крайнем Севере», а прямо-таки в «курортной зоне»! — В.А. ». Едва ли какая определенная география мыслится, например, в Гомеровых гимнах (Hymn. Hom. XIV, 29), где гиперборейцы просто упомянуты наряду с Кипром и Египтом. В другом источнике – «Палатинской Антологии» (Anthol. Pal. VI, 240, 4), высказывается желание об уходе болезни к гиперборейцам, как указание на неопределенную даль. Версия Геродота (знаменитого древнегреческого «отца истории» — В.А.), помещающего гиперборейцев далеко за скифами (обитавшими в Северном Причерноморье – В.А.) и еще другими народами, широко известна. Первым выразителем ее в литературе, по-видимому, является Антимах (frg. 113), который прямо говорит, что гиперборейцы – это аримаспы (оно из упоминаемых Геродотом скифских племен – В.А.)…Местонахождение аримаспов, правда, тоже не очень определенное, но большинство относило их на далекий север (по отношению к Греции – В.А.)…».

    Алексей Федорович Лосев

    «Пиндар (Isthm. VI, 34), желая указать на крайние пункты распространения славы Эакидов, называет Египет и гиперборейцев. Если Египет считается крайним югом, то, очевидно, гиперборейцев тут надо относить к крайнему северу. Птолемей (Georg. II, 2, 1) называет Северный океан Гиперборейским… Однако Север понимался в гиперборейской мифологии очень неопределенно. Плиний помещает гиперборейцев в (современной – В.А.) Северной Франции или Британии…Гелланик помещал гиперборейцев «за Рипейскими горами». Что такое Рипейские горы, установить трудно. Один из вариантов отождествляет их с западными отрогами Урала…Таким образом, страна гиперборейцев локализовалась (античными авторами – В.А.) и на севере, и на северо-востоке, и на юге, и на западе, и на северо-западе (от Греции – В.А.), причем считалось, что гиперборейцы везде жили в самых отдаленных местностях. Но интересно, что (в то же время греческие авторы  В.А.) гиперборейцам отводили многие места (отнюдь не на «крайних пределах обитаемой суши, а» — В.А.) как в самой Греции, так и в местностях, непосредственно к ней прилегающих…Таковыми местами в самой Греции называли прежде всего места наибольшего (распространения – В.А.) культа Аполлона («гиперборейского лебединого бога – В.А.), Делос и Дельфы…Из негреческих местностей отметим прежде всего Македонию («классические» эллины македонцев своими сородичами упорно не признавали, пока не были покорены силой оружия македонскими царями Филиппом и его сыном Александром Великим, но и после этого никак не могли примириться с македонским владычеством, идя ради его свержения даже на военно-политический союз с римлянами – В.А.), которую считали гиперборейской. Далее отметим Истрию рядом с Иллирией (или, говоря по-современному, Хорватию и Далматинское побережье – ничего себе «Крайний Север!» — В.А.). Относительно локализации гиперборейской страны на крайнем западе явствует из мифа о путешествии Геракла за золотыми яблоками (по одной из версий – апельсинами – В.А.) к Гесперидам…И т. под.».

    Из всего сказанного выше Лосев с полным на то основанием делает вывод, что «в географии античных гиперборейцев самое важное – прежде всего определенного типа человеческая жизнь, а уж потом – фиксация той или иной конкретной местности…В античной мифологии…тоже делались те или иные географические заключения, но, конечно, древнего грека прежде всего интересовал здесь тот или иной тип человеческой жизни (праведной жизни в соответствии с законами нравственности, наградой за которую служат долголетие и свободная от страданий добровольная смерть, похожая на сон – В.А.)…Все эти народы интересны для нас в мифологии в первую очередь как символы того или иного типа человеческого общежития, а уж потом можно рассматривать их географическое размежевание. Гиперборейская страна – это прежде всего некое идеальное Царство».

    А значит, Гиперборея – потерянный Северный Эдем — может быть обретена не путем археологических раскопок в какой-либо реальной местности, нанесенной на географическую карту (будь то на Кольском полуострове или где-нибудь еще),  но силой нравственности, воли и ума там, где проходит здесь и сейчас и во все времена Мировая Ось, где бьется Сердце Мира, где расположен Идеальный Полюс. Это и есть Тайна Гипербореи.    

    На заставке к материалу. Знаменитая карта Меркатора с изображением Гипербореи