Юрий А. Домбровский. Увидеть Париж и… не умереть.

От редакции «Литературный коллайдер». В рубрике «Россия сквозь призму Европы» мы печатаем отрывки из путеводных записок писателя и путешественника Юрия Александровича Домбровского, которые  были изданы им двадцать лет назад. Конечно, в мире многое меняется, но все же не настолько, чтобы не понять суть великой европейской цивилизации.  И, конечно, начинаем со столицы Франции.

19 — 22 октября, 199 года. Четыре дня в Париже.

После некоторых ночных злоключений (одноместный номер нам выдали, как двухместный), ночной портье меня успокоил, пообещав утром разобраться и решить проблему. Утром портье уже не было, а метрдотель, которому я снова высказал своё недовольство, сказал, чтобы я не волновался, он уладит все дела сам, наши вещи перенесут в другой номер, пока мы будем гулять по городу.

После завтрака в отеле с горячими булочками, джемом и кофе с молоком, вместе с четой Цицур — парой из подмосковного Чехова, с которыми познакомились уже в поездке, отправились гулять по окрестностям отеля. Как уже упоминалось, отель «Жирандо» оказался в весьма знаменитом районе Парижа — Пляц-Пегаль, у подножия холма Монмартр, с не менее знаменитой базиликой Сакре-Кёр, рядом с метро Анверс. Белоснежный купол Сакре-Кёр со смотровыми площадками и фуникулёром виден практически со всех точек Парижа. С холма Монмартр открывается изумительная панорама на весь город. Можно сказать — Париж у наших ног! Кайф! Захватывает дух  от переполненных чувств. Я — в Париже! Ловлю себя на мысли, что о Париже хочется говорить только в возвышенно-восклицательной форме и определения типа «знаменитый», «блистательный», «восхитительный», «потрясающий» — будут сопровождать меня в Париже повсюду.

Коротко рассказать о Париже — невозможно. Немного найдётся в мире городов, которые были бы до такой степени непосредственными участниками великих событий, изменивших ход Истории. Поэтому опущу все энциклопедические данные об этом дивном городе…

Мы же, тем временем, расстались с вами на холме Монмартр, у базилики Сакре-Кёр. Площадь у холма — это, прежде всего, аура, дух, витающий над холмом, бородатые художники и любители изящных искусств, любознательные обыватели и многочисленные туристы. Здесь можно подобрать себе по вкусу любое полотно. Если, по сравнению с прошлым, и изменился сейчас взгляд на живопись, как на образ жизни, то это утверждение ни в коей мере не подходит к Монмартру. Не то, чтобы время здесь остановилось, наоборот, оно стремительно течёт дальше, вбирая в себя всё новые лица, всё новые предметы, которые приносит с собой современный мир. Было бы нелепо искать на площади холма Монмартр и прилегающих к ней улочках идеальный нетронутый островок, хранящий дух старого времени. Изменились и люди и вещи. Но и жест, и взгляд, сосредоточенный на движении кисти по холсту, и даже сама манера сидеть на складном деревянном стульчике перед мольбертом — всё это как бы взято из прошлого. На этой небольшой площади с её вековыми деревьями нет знаменитых памятников. Можно сказать, что памятниками являются сами люди, которые здесь живут и работают, наполняя своим искусством и неторопливым образом жизни узкие извилистые улочки, старинные магазинчики, кафе, источающие запахи табака и кофе. Конечно, речь о великом искусстве здесь не идёт. Не обязательно открывать его для себя в выставленных здесь полотнах, но, с другой стороны, хочется думать, что это не только сувенир на память. Это тоже особый способ выражения своей любви к городу, желание показать ему свою признательность. Ведь, запечатлеть тот или иной образ города на нескольких квадратных сантиметрах холста — значит, в какой-то степени, обессмертить его, увековечить не столько для других, сколько для себя. Но мы пока ничего здесь не покупаем, а лишь смотрим и впитываем в себя этот необыкновенный дух творческого островка Парижа. 

    Базилика Секре-Кёр…

    Так вот, знаменитый холм Монмартр, с не  менее знаменитым собором Пьера Монмартра, в чью честь назван холм, знаменитый Сакре-Кёр с потрясающим куполом и колоннадами, художники Монмартра, сувенирные лавки, художественные салоны, кафе и бистро — всё это лавиной обрушивается на наши, не избалованные путешествиями, умы. Панорама Парижа в утренней сизой дымке с величественным видом на потрясающий шпиль Эйфелевой башни, силуэты Нотр-Дама — это нужно видеть!

    Мечты сбываются, если они имеют под собой почву. «Увидеть Париж — и умереть!». Нет, умирать, пожалуй, не стоит. Мир прекрасен и удивителен! Если мечта сбылась, она перестаёт быть мечтой. Но можно границы мечты раздвинуть, сделать её более широкой, такой, например, как — увидеть весь мир! Но не будем отвлекаться…

    Осматриваем Сакре-Кёр, белые купола которого величественно возвышаются на вершине Монмартровского холма. Стиль самой известной в мире базилики, наверное, можно назвать романско-византийским. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане, — явно восточного происхождения. Он чем-то даже напоминает индийский Тадж-Махал… Проходим вовнутрь. Интерьер церкви из-за обилия мрамора, статуй, золота и мозаики, достигающий здесь чрезмерной пышности, как бы теряет свою архитектурную структуру. Здесь можно спуститься в большую подземную Крипту или подняться на вершину купола, откуда, надо понимать, открывается великолепная панорама города и его окрестностей. Но нам предлагают это сделать пешком, и мы отказываемся от этого удовольствия.

      У подножия Мон-Мартра. Секре-Кёр…

       У стен базилики, на площади негры продают открытки и различные игрушки. Сергей приценивается, переводит цены на русские рубли и предлагает сделать бизнес: здесь купить и продать в России. Причём, без тени улыбки, на «полном серьёзе». Надежда отрывает его от воодушевившихся было негров и уводит в сторону фуникулёра. Спускаемся на нём вниз на площадь Святого Петра и любуемся белизной базилики с ещё более удобной точки. Я делаю набросок в альбом, в надежде довести рисунок до конца уже дома. Меня восхищает её монументальность, вызывающая белизна и абсолютная контрастность на фоне остальных памятников архитектуры. Кажется, что Сакре-Кёр прекрасно вписывается в парижский пейзаж и это, как раз благодаря той пронзительной ноте контраста, которая в определённом смысле усиливает его художественную ценность.

        Художники на Монмартре…

        Потом была обзорная экскурсия по городу на автобусе с гидом Викой, нашей соотечественницы, живущей в Париже уже шесть лет. И, в завершении экскурсии, — Лувр, бывший в своё время королевским дворцом, возведённым на месте старого замка, а теперь — известнейший всему миру музей.

        Прежде всего, Лувр поражает своим масштабом. Подземные и надземные галереи, внутренние дворики со стеклянной пирамидой, зеркально отражённой в горизонтальном срезе плоскости. Во внутреннем дворике пирамида стоит  на своём основании в общепринятом положении, олицетворяющей  собой седину и древность египетских пирамид, только с современной трактовкой из стекла и металла. Ярусом ниже, пирамида свисает своей вершиной вниз, кончиком которой касается маленькой пирамидки, стоящей на полу. Ощущение песочных часов, где время перетекает, как песок египетских пустынь из одного тысячелетия в другое. Автором этого новаторского проекта был, как нам объяснили, американский архитектор китайского происхождения Ео Минг Пей.

        Здесь представлен «Большой Лувр» после последней реставрации. Реставрационные работы начались ещё в 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана. Он задался целью вернуть зданию его первоначальный статус — статус музея. Для этого, прежде всего, Министерство финансов, которое располагалось здесь в павильоне Флоры, в спешном порядке перевели в Берси. Связь же между новым залами и двором осуществлялась с помощью эскалаторов и пирамиды из прозрачного стекла, необычайно лёгкой конструкции. Впрочем, о пирамиде мы уже успели поговорить.

        (продолжение следует)

        На заставке к материалу: Париж, Монмартр