Елена Данилина. Маленькая тетрадь больших познаний. Неужели..? Да… все правильно… Сольфеджио.

Вот это лето! Солнце плавало по небу, зажигая мир огнем сотен миллионов лучей. Воздух душен и горяч. Хочется спрятаться под тень или броситься в первую же встретившуюся на пути речушку. Однако и здесь не спасешься от зноя… А расписанный червонным золотом хозяин неба не унимается: новая порция огня снизошла на землю. Но он не казнил людей, а дарил им драгоценное тепло. Дарил сполна, ибо щедрость его была бесконечной. 

Природа родного края принимала эти огненные подарки. Проезжая по Подмосковью я видела, как сверкает зеленая листва деревьев, как ветви словно тянутся вверх, прося: «Еще, милое солнышко, еще! Дай согреться!» Но пройдет немного времени, и они заголосят другое: «Дождя! Дождя!»… Кстати, он скоро хлынет, оросив живительной влагой землю. Господи, спасибо за все!

Мне вдруг вспомнились работы замечательной художницы Татьяны Петровой – Латышевой. Как четко в них отразились величие и одновременно простота   русской природы. Как видны в них особенности нашего края. Невольно представляешь, что этот прекрасный живописец сейчас рядом с нами, в нашей паломнической поездке.

        Вот подъезжаем к незнакомому населенному пункту и видим церквушку. 

      Оказаться в храме — всегда событие. Это знакомство с батюшкой, с певчими, регентом, и, конечно же, с особенностями церковного пения.  

      Мы заходим сюда задолго до начала службы. Нас встречают тишина и покой. Есть время подойти к иконам, помолиться. Мысленно поговорить с Богом о своих мирских делах, посетовать на проблемы, поделиться радостями, пусть даже небольшими, написать записки и ждать начала Службы. Вот уже собираются певчие, регент делает ауфтакт   и…. кажется, что весь мир погрузился в  молитвы к    нашему Господу.

      У каждого храма своя атмосфера, присущая только ему одному. Но есть и общие черты. И главное здесь музыка. И в Литургии, и на Вечерней Службе часто встречаются аналогичные песнопения. Видимо есть композиторы, произведения которых любят исполнять и регент, и певчие.

      Общим для исполнения произведений является и то, что в процессе пения следует четко произносить текст. Это позволяет довести каждое слово до молящихся, ибо любая нота, слог имеют свой смысл.

      Как это достигается? Что лежит в основе правильного пения? Ответы на эти вопросы я искала давно.

      Есть одно удивительное слово: сольфеджио. Это то, что помогает научиться красиво петь.  Сольфеджио известно всем, кто обучался в музыкальной школе или ходил на курсы вокала.  Школьники и студенты этот предмет не забудут никогда! Воспоминания разные, как и должно быть у разных людей. Одни припоминают его со страхом (то не могли правильно попадать в ноты, то делали ошибки в музыкальных диктантах), секреты сольфеджио так и остались для них секретами. Другие — с радостью, именно по этому предмету у них были отличные оценки. Третьи считают, что только сольфеджио научило их точному мышлению, поскольку его законы аналогичны законам математики. И есть четвертые, которые с грустью думают о завершении учебы. Но помнят сольфеджио все. Оно дает огромные возможности тем, кто сумел его правильно понять и применять на практике. Обычно слезы на первых этапах изучения сменяются радостью, когда сложный материал стал, наконец, понятным.

      Сегодня появились новые возможности для получения любой информации, в том числе и по сольфеджио. Откройте любой учебник по данному предмету, и сразу станет ясно, что здесь сокрыт целый мир: сложный, яркий, интересный и таинственный. Вы словно попадаете в страну Прекрасного, где множество извилистых тропок в итоге приводят вас в царство Гармонии.   Но здесь таятся свои опасности: мир сольфеджио необъятен, есть большой риск затеряться в нем. И все-таки не отказывайтесь от мечты, постигайте его тайны!

      Ведь как показывает практика, и как утверждают певчие,  именно сольфеджио является основой церковного пения. И сейчас я поделюсь своим небольшим опытом обучения, а также ролью сольфеджио в исполнении произведений.

      Никогда не забуду, как в первый раз открыла Рабочую тетрадь 1 «Готовимся задавать тональности к обиходным песнопениям», [1] которую мы познаем на курсах сольфеджио и… за один вечер изучила ее всю. Полностью изучила каждую тему. Выполнила правильно все задания. Чем же меня, взрослого человека, так увлекло сольфеджио? Почему возникло желание дальше и дальше исследовать материал?

       Я читала, выполняла задания, пела упражнения и… забыла о времени. Лишь глубокой ночью проверила свои ответы, результат правильности составил 100%. «Надо же, — подумала я, — несколько часов и такой объем информации изучен!»

       Следующие несколько дней были посвящены    двухголосию[2]. Постепенно, страница за страницей,  наглядно и просто появлялись ответы на закономерности построения законов пения, на интервалы, которые придают четкость и чистоту звука. Был, конечно, соблазн посмотреть на крайние страницы этой тетради, но все-таки я выдержала. Поэтапно и не ускоряя «процесс познания», дошла до завершения изучения материала, четко выполняя предложенные в тетради задания. И тут на очередной странице увидела в качестве примера песнопение, которое было особенно мной любимо. Сколько всего было пройдено, изучено, повторено для запоминания, чтобы потом увидеть терции, кварты и другие интервалы на конкретно этом произведении. Это и был для нас, учеников, подарок от автора данного курса. А еще это была в определенной степени нам поддержка и пример того, к чему мы должны стремиться. Я видела ноты, которые мы поем, но поскольку ранее они не были так разобраны, многие элементы оставались не понятными. Сейчас, эти шесть тактов рассказали то, что нужно знать певчим.

        Шесть тактов… вспоминаю их каждый раз, когда мы поем на Литургии. Методика учебного материала позволяет исполнить мелодию грамотно, красиво и, что самое главное, четко произнося каждое слово. И сейчас, слушая пение клироса, я снова поймала себя на мысли, какие же особенные эти шесть тактов.

        Служба завершилась, мы поблагодарили священника и певчих за возможность совместной молитвы. На душе было радостно и спокойно. Мы уезжали, увозя с собой атмосферу добра и теплоты. Уже в машине, я увидела ставшую настольной рабочую тетрадь… Сольфеджио… рабочая тетрадь 1 «Готовимся задавать тональности к обиходным песнопениям (одноголосная музыкальная грамота)». Первая тетрадь, позволившая сделать столь многое не только для меня, но и для тех, кто желает научиться петь в церковном хоре.

         В этом смысл уникальности авторского курса «Сольфеджио». Но впереди нас ждет следующий материал для изучения, он дает возможность шаг за шагом узнавать   новое и наглядно применять полученные теоретические знания и навыки в процессе пения.

        На улице опять сверкало горячее солнце. Казалось, оно радуется вместе со мной, и также готовится пролистать тетрадь номер Один.

        Я вновь повторила: «Слава Богу за все!»

        Об авторе: Данилина Елена Ивановна, доктор экономических наук, профессор

        Картины, представленные в статье художницы Татьяны Петровой – Латышевой


        [1] Колобанов А.В. Рабочая тетрадь 1 : Готовимся задавать тональности к обиходным песнопениям (одноголосная музыкальная грамота) / А. В. Колобанов. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 34 с. – (Учимся петь на клиросе).

        [2]Колобанов А.В.  Рабочая тетрадь 2» Готовимся задавать тональности к обиходным песнопениям» (двухголосная музыкальная грамота) / А. В. Колобанов. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 34 с. – (Учимся петь на клиросе).

        One Comment on “Елена Данилина. Маленькая тетрадь больших познаний. Неужели..? Да… все правильно… Сольфеджио.”

        Comments are closed.