Виктория Фомина. Творение от Творца

Виктория Фомина. Творение от Творца

Скульптурный ансамбль керамических храмов на интерактивном макете  Медиа-музея духовной истории г. Романова-Борисоглебска завораживает.  

    Скульптурный ансамбль Интерактивного медиа-макета «Романов-Борисоглебск. Духовная история». Руководитель бригады скульпторов — Анастасия Мотовилова

    Интервью с ведущим скульптором Интерактивного медиа-макета «Романов-Борисоглебск. Духовная история»  — членом Союза Художников Анастасией Мотовиловой посвящено не только этой яркой эпичной работе, но и многим замечательным открытиям на творческом пути талантливого и одухотворенного скульптора, лауреата международных конкурсов, доцента МИГАиК.  

      Скульптор Анастасия Мотовилова за работой. Фото Александра Брукса. 2020

      Творческий путь начался, можно сказать, еще до рождения Насти, точнее был генетически заложен.  Анна Ахматова приходилась ей троюродной бабушкой, Виктор Некрасов – двоюродным дедом. По прямой линии Анастасия Мотовилова – представитель великой династии скульпторов. Ее дел Георгий Иванович — автор барельефов на первых станциях московского метро и зданиях МГУ – поделил с Верой Мухиной главный приз Международной выставки в Париже (1937). Золотой медали удостоилась его скульптура «Металист» (Металлург. 220 см. Бронза. Собрание ГТГ), по габаритам она не дотягивалась до колен «Рабочего и колхозницы», но впечатление не уступало. 

      — Дедушка писал, что надо себе ясно представлять, что ты хочешь сделать. И не надо рисовать –лучше сразу работать формально. Мы дедушкины скульптуры к выставкам готовили, потом его каталоги делали и через это изучали его подход. У Георгия Ивановича очень интересные теоретические работы по композиции.

        Мотовилова А.И. Портрет Г. И. Мотовилова. Барельеф (для мемориальной доски). Керамика. 2019

        Работы  его дочери, скульптора Наталии Георгиевны Мотовиловой, характерны монументальностью, изысканной декоративностью и аллюзиями мифологических сюжетов.

          Наталья Георгиевна Мотовилова в мастерской во время работы над композицией Дама на шаре. 1983

          — Мама со мной очень много занималась, — рассказывает Анастасия, -Я помогала в ее керамике, она нас даже включила в договор по «Дельфинихе».  Но у мамы был свой характер и другая рука.  Меня привлекает декоративность ее работ и глубокая лепка. Мама говорила, что всегда есть желание сделать шедевр, но не получается. Поэтому всегда лучше лепить с натуры, чтобы соизмерять движения. Рука у  мамы рука очень твердая. Когда я лепила Аксакова, не могла справиться с затылком, мама подошла и поправила буквально несколькими движениями.  Но у меня другой язык, другая пластика, для меня очень важен момент неожиданности в творчестве —  ты придумал композицию, а  дальше скульптура начинает жить своей жизнью. Творчество от Бога все-таки. От Творца. Ты что-то планируешь, а потом происходит самое важное – момент Чуда.

            Мотовилова Н.Г. Мираж. Фонтан. Выколотка, медь. 1991   

            От матери Анастасия унаследовала точную наблюдательность и глубокую лепку.  Творческий путь Анастасии Мотовиловой мне довелось наблюдать в течении двадцати лет: от керамической копии «Пьеты» Микеланджело до завораживающего храмового ансамбля Медиа-музея духовной истории г. Романова-Борисоглебска. Но с чего начался этот путь?

              Мотовилов Г. И. Озолина. Гипс. 1942

              — Настя, ты всегда знала, что станешь скульптором?

              — Все детство я лепила бегемотиков, они под зонтиками гуляли и семьями жили, но это было по-детски. В пятнадцать лет я слепила этюд – вариацию дедушкиного портрета Озолиной. Елизавета Озолина – скульптор, которая была вместе с Георгием Ивановичем в эвакуации в 1942 г.. Они вместе кукольный театр делали, устраивали спектакли, где Гитлер изображался смешным. Дедушка слепил ее в глине. Эта работа находится у нас в мастерской. Я сделала свободную копию и мама сказала: «О! В этом есть форма». Очень важно работать с формой, чтоб она была наполненой и объем гудел, на это мало кто сейчас обращает внимание. Мы с сестрой Олей (художником-живописцем Ольгой Мотовиловой-Комовой) тогда учились в художественной школе и занимались рисунком у Сергея Семеновича Федорова. Потом в Строгановку я поступила на отделение скульптуры. Во время учебы мама отправила нас на творческую дачу в Переславль Залесский. Помню, она привезла Оле на день Рождения арбуз и накормила сорок человек – это в начале 90-ых, когда ничего было не достать! Немереная сила любви у нее была…

                Мотовилова А. И. Пьета. Керамика. 2003

                Пластика и экспрессия ранних скульптур Анастасии Мотовиловой, поражающая в столь тяжелых материалах как керамика и бронза, постепенно преобразилось в иное качество. Десятилетиями посещая Богослужения и работая в храме, Анастасия обрела и постепенно осознала иное измерение своих портретов и композиций. Ее работы в керамике и бронзе приковывают как иконография, но в то же время передают живые портретные черты.

                  Мотовилова А. Антилопа. Броза. 1994

                  Авторский иконографический цикл в керамике Анастасии представлен многообразно. За «Пьетой» последовал барельеф: «Тайная вечеря», затем скульптуры: святителя Николая, епископа Мир Ликийских, чудотворца,  святого равноапостольного Николая Японского и святого Царя-страстотерпца Николая II и святого благоверного князя Александра Невского.

                    Мотовилова А. Святой благоверный князь Александр Невский

                      Мотовилова А. Тайная вечеря. Барельеф. Майолика 2018

                      — Задумывался ли Никольский цикл или возник стихийно?

                      — Три святых Николая – они разные, но без одного не было другого. Они все святые. Во всех случаях инициатива создания скульптуры исходила не от меня – боишься делать эту тему. Когда святых лепишь – это помимо профессиональных задач большая ответственность. Делаешь, делаешь по вдохновению, потом уже включается мозг… Поэтому важно лепить этюды с натуры, чтобы не было холостых движений.  Ведь скульптура должна нести положительное, радовать глаз, то есть форма должна быть естественной гармоничной. Когда я лепила  святителя Николая, сразу поняла, что он необыкновенный. Я просила позировать мне знакомого доктора физико-математических наук, Виктора, в тот момент у него умер сын, соприкасаясь с темой святителя Николая, он почувствовал поддержку и утешение. Потом моя тетя позвонила мне из больницы и сказала, что ищут скульптора, чтобы поставить памятник святителя Николая Японского в городе Белом, куда юный Иван Касаткин (будущий святитель Николай) ходил в духовное училище из родной деревни Береза. Этот памятник – важный этап моей жизни. Царя Николая подруга попросила меня сделать. У меня год назад мама умерла, состояние было тяжелое, много нервов, но когда я начинала лепить, вся тяжесть уходила в никуда. Святой Царь-страстотерпец всегда защищал. Недавно я отдала его скульптуру в церковную лавочку, какой-то человек украл и понес, но милостью Божией продавщица Ольга успела догнать и отобрать. С образами святых всегда так – они сами решают, у кого им находиться.

                        Мотовилова А.И. Святитель Николай. Керамика. 2011

                          Мотовилова А.И. Святой равноапостольный Николай Японский. Памятник. 2013

                          — Что для тебя скульптура: мировоззрение, язык, коммуникация, молитва?

                          — Скульптура — это объем в пространстве. Когда я преподаю скульптуру архитекторам в МИГАиК, они у меня для начала лепят медали: одна шрифтовая сторона, на другой – простая композиция. Но уже видна здесь и пластика, и подготовка, и мышление,  и восприятие. А детям я просто даю глину и смотрю, во что они превращают объем. Динамика или статика, объем или силуэт, детальная проработка или целостность формы, — как пойдет. Сразу видится почерк и характер.

                            Мотовилова А.И. Золотая игуана. Керамика. 2017

                            Я работала скульптурных группах Союза Художников: в литейной, в керамической. Керамическую возглавляли Петр Хохловкин и Рамиль Шерифзянов. С Петей мы до сих пор дружим — я с ним вместе в Союз Художников вступала, когда мне было 24 года, а ему 34. Рамиль Шерифзянов – талантливый скульптор-анималист – тоже мой друг. Петр и Рамиль (в Крещении Роман) наши храмы обжигали в печи. Благодаря высокому профессионализму и трепетному отношению к искусству этих неравнодушных людей все храмы медиа-макета «Романов-Борисоглебск. Духовная история» состоялись, как скульптура.

                              Мотовилова А.И. Троицкий храм. Часть композиции Интерактивного Медиа-макета «Романов-Борисоглебск. Духовная история». Майолика. 2020

                              В Ярославской области трудно было найти печь для обжига столь сложной формы. «Покровский храм» — первая скульптура макета — взорвался во время обжига. С тех пор все скульптуры макета возили для обжига за 360 километров в Москву, в творческие мастерские Объединения Московских Скульпторов.

                              — Что для тебя скульптура: мировоззрение, язык, коммуникация, молитва?

                              — Мыслишь образами. Надо представить объем, затем все должно войти в гармонию, потом начинается дальнейшая жизнь с переводом в материал, но работа остается работой. Скульптор Борис Николаевич Кокуев говорил: «Ты водишь руками, водишь, а потом  провел карандашом и чувствуешь, что попал в точку!» Это как в музыке, только не звук, а линия.  Мама всегда советовала лепить человека с натуры, чтобы был объективный материал, на что можно опереться. Лепить храм, как человека слепить, это – не механическая копия, а портретные храмы в масштабе. Надо преодолеть себя, попасть в размер. Ты делаешь большую подготовительную работу, потом возникает момент чувства, что ты попал. Председатель нашей секции Георгий Смирнов говорит: «Все Храмы настоящие у Вас на макете. Не идеальные, но такие, как надо. Живые».

                              Об авторе. Виктория Фомина, кандидат искусствоведения, доцент МГППУ.