Ольга Макаренко. Философия денег. И их понимание

Разговор о философии денег, наверное, имеет смысл начинать с определения. «Философия денег — это философско-экономическое учение о сущности денег, о метафизических и онтологических основаниях современного денежного хозяйства, о деньгах как философско-экономической единице, оказывающих глубокое влияние на развитие экономики и всей общественной жизни». Это определение сегодня по запросу даёт интернет. Еще он предлагает глянуть на книжки с таким названием.

    «Философия денег» — самый известный труд немецкого социолога и философа начала 20го века Георга Зиммеля, который считается одним из ключевых представителей так называемой поздней философии жизни (иррационалистическое течение) и который существенно повлиял на развитие социологии в 20м веке и до сих пор. В своем труде он пристально изучает вопросы денежных отношений, социальную функцию денег, а также логическое сознание во всевозможных проявлениях — от современной нам демократии до развития технологий.

    Немало для развития идей «философии денег» сделал и российский учёный Ю.М.Осипов, автор многих работ по философии хозяйства и практически создавший основы «финансомики» или финансовой экономики, экономики, где важной чертой мировых финансов является преобладание финансовых рынков по своим стоимостным объемам над рынками материальных товаров и ресурсов, т. е. спекулятивной части мировых финансов над их инвестиционной составляющей.

    Упоминая «философию денег», нельзя оставить без внимания и идеи фетишизации денег, изначальным автором которых явился известный Карл Маркс.

     Денежный фетишизм — в марксизме культ денег, придание им особого значения, обожествление денег. Является высшим проявлением товарного фетишизма. В теоретической экономике денежный фетишизм проявляется в виде преувеличения роли денег. Денежный фетишизм может быть связан с непониманием товарной природы денег.

      Сегодня продолжателями этой теории можно считать учёных, занимающихся вопросами мифологии денег (например, доктор философских наук Н.Н.Зарубина).

      Роль мифологии в жизни общества – самостоятельный и интересный вопрос   

      Утверждается, что миф формирует смысловое поле культуры, которое отвечает за ценности и смыслы народов и социумов, от которых зависит нравственное здоровье общества и людей. Так миф обслуживает наше сознание, предлагая нужные нам образы и формируя желаемые мотивации. С их помощью он устанавливает рамки и правила, нормализует и ритуализирует жизнь, внося в социум необходимую для его функционирования гармонию. Благодаря мифу происходит социализация личности и духовная самоорганизация общества через выявление и утверждение таких смыслов и ценностей, которыми люди будут жить, соотнося себя с прошлым и формируя такой образ будущего, который будет мотивировать их на новые свершения. Как следствие, возникает такая странная ситуация, когда миф, выступая смыслопорождающим механизмом для социума, определяет, в рамках какой смысловой матрицы общество будет жить, и закладывает программу моделей поведения людей в соответствии с утвердившимися в обществе смыслами и ценностями. Как следствие, миф разворачивается в сложную и иерархически выстроенную кодирующую человека структуру, посредством которой постоянно осуществляется социальная, национальная и культурная идентификация. И этот процесс сейчас становится слишком важным, чтобы обществу не контролировать его.

      Считается, что в целом культура движется от мифа к знанию, к закону.

      Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит к все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.

      В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

      Миф —  многозначный термин, смысл которого менялся на протяжении истории и в разное время означал рассказ, сказание о богах, вымысел, представление, лежащее в основе миропонимания. Как принцип осмысления мира мифологическое мышление противопоставляется рациональному.

      Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую ассоциативную связь от причинно-следственной.

      Каждый  человек ежедневно вовлечен в  сферу экономической жизни, экономических явлений, ведь он покупает и продает, получает доходы и платит налоги, руководит и подчиняется управленческим решениям, экономит, вырабатывает и потребляет. Экономическая деятельность, работа есть судьба человечества. Она не только создает материальное благосостояние, удовлетворяет приветственные нужды, а и развивает творческие силы, способности, внутренний мир человека, предоставляет ему особое направления.

      Философия экономики — сфера философского знания о сущности экономического бытия человека в многосекторном поле социума и гуманистическом аспекте.

        Специфика философского знания помогает подняться над внешним, будничным анализом поверхностных явлений и их свойств, проникнуть в сущность глубинных экономических процессов, которые невозможно постичь ни опытом, ни практикой, поскольку они выходят за пределы рационального постижения, но являются бытийными и при определенных обстоятельствах достаточно ощутимыми. Благодаря этому философия экономики способна раскрывать более богатую по смыслу и сущностью экономическую реальность.

        Философия денег — философский анализ системного влияния логики денег, денежных отношений на мировозренческо-духовный мир человека и общества.

         Целостная картина денег может быть создана на основе их анализа не только как средств обращения, но и как цели. В качестве средств обращения деньги содействовали развитию торговли, ускорению и расширению движения товаров и услуг, формированию государственных и межгосударственных хозяйственных связей. Как цель деньги имели огромное влияние на развитие человека, отношение к работе. То есть деньги актуализировали не только изменения в мире вещей, и в мире людей, во внутреннем мире человека, ее интересов, идеалов и стремлений, моральных критериев. Они существенно изменили систему человеческих ценностей. Благодаря этому деньги вышли за пределы своих естественных (традиционных) функций как эквивалента товара и услуг, расширивши сферу своего функционирования.

        При анализе денег сегодня необходимо изначально отделить знание от мифов.

        Представление детства о волшебной бумажечке, с помощью которой можно получить мороженого сколько угодно много, трансформируется, а первую очередь, под воздействием общественной пропаганды и становится сверх ценностью, даже более значимой, чем человеческая жизнь.

          Поисками универсальной ценности занимались философы ещё в средневековье,

          Благодаря поискам философского камня было совершено немало открытий в сфере практической химии, но мифология этого процесса повлияла на жизнь людей чрезвычайно. Причем даже реально ставившаяся задача создать элексир вечной жизни (вот та самая универсальная ценность), в глазах социума превратилась в идею превращения любого вещества в золото, главные деньги тех времён.

          Меркантилисты 15-17 веков заложили основы экономической науки, пытаясь для практических нужд разобраться в происходящем и готовя рецепты поведения власти для приумножения богатств. Практические нужды были связаны с развитием торговли, поэтому уже тогда золото (главные деньги того периода) стало олицетворением богатства, хотя совершенно понятно, что если увядает торговля, золото не съесть, им не укрыться от непогоды, оно не заменяет набор необходимых простых ценностей, обеспечивающих поддержание и продолжение жизни.

          Но, практически до времён физиократов  (18й век), которые главным богатством называли землю, как источник доходов, исследователи экономических процессов почти не отдалялись от теоретизирования по поводу обмена и денег.

          Сегодня исследователи денег – практики, которые должны их считать, исходят из теории денежной массы, куда по факту включились более прогрессивные понимания, чем у классических теоретиков, утверждают:

          Денежная масса — это совокупность денег, обращающихся в экономике страны в определенный период времени, как наличных, так и безналичных, находящихся на текущих и сберегательных счетах. Иными словами — это общее количество денег в обращении в определенный период времени. Таким образом, в совокупную денежную массу включаются безналичные и наличные деньги.

          Заметьте, о золоте здесь уже ни слова. Сегодня ВСЕ деньги – документы. Мы живём в эпоху документарных денег – банкнот, казначейских билетов, записей на счетах банков, основанных на договорах расчетно-кассового обслуживания, векселей, акций, облигаций и т.п.

          Предметные деньги (весовые золото, серебро, медь, драгоценные камни и т.п.) оставили свой след в возможности заплатить слесарю, починившему кран на кухне,  поллитрой водки. И то, если он починил этот кран по дружбе, а не на основе соответствующего договора.

          Так что сегодняшние исследователи денег должны быть грамотными юристами, а не только специалистами по статистике и расчётам экономических показателей. И масса закономерностей современной экономики скрыта от внешнего взора за закреплёнными нормативными актами, договорами и т.п. методиками расчетов, чьё авторство часто просто невозможно установить.

          Есть ещё одна особенность сегодняшней экономической науки, которую спровоцировали  искатели философского камня, сами того не желая.

          Ошибочно поставленная задача найти универсальный измеритель, и даже материальное воплощение ценности привела сегодня к очень некомфортной для практической жизни системе международных расчетов (фактическое долларовое засилье), не говоря уже и о других недостатках такой однозначности.

          Жизнь многообразна и многомерна, попытка свести ее в одну точку чревата неприятностями и серьезными ошибками для того, кто это делает. Линия имеет одно измерение, плоскость – два, реальный мир вокруг нас – три пространственных. Плюс время, как четвертое измерение. Точка – это практически умножение на ноль, если не хуже. Сведение всех ценностей мира к нулю приводит к абсолютной дезориентации самих учёных ну, и всех, кто их готов слушать. Благо, таких людей относительно немного, и жизнь продолжается по своим естественным законам, которые, к сожалению, остаются неизвестными большинству. В свое время, уже созданная мифология денег оказывает довольно серьезное влияние на мотивы действий участников экономических отношений, формируя пространство хаоса и манипуляций.

          Но возможности разобраться в происходящем всё-таки сохранится. Одна из важнейших задач исследователя в этих условиях – это восстановление трёхмерности экономического пространства с подключением вслед за этим категории времени.

          И в связи с этим нужно обозначить ещё и понимание учены категории «экономическое пространство». Здесь наблюдается «территориальный» подход, действительно важный для изучения особенно с точки зрения территориальных различий в экономических процессах, но он явно недостаточен для построения полной картины происходящего. Есть подход, называемый, на мой взгляд, очень условно, «ресурсным». Здесь под экономическим пространством понимается вся совокупность  экономических действий субъектов экономических отношений, включающая систему распределения ресурсов между субъектами. Ну, и, наконец, самый новый, и пожалуй именно поэтому, самый неоформившийся в науке, «информационный» подход. Там экономическим пространством называются информационные потоки, касающиеся экономических процессов. При этом, на мой взгляд, термин «потоки» означает интуитивное, но неосознанное присоединение категории времени к так называемым пространственным категориям.

          Лично для меня «экономическое пространство» – это территориальное деление экономики, потом отраслевое, ну, и вся сеть взаимосвязей между ними.

          Это, к слову, важные замечания, но гораздо более значимыми являются временные характеристики экономических процессов, когда речь заходит о деньгах.

          Вполне привычно звучат понятия «длинные деньги», «короткие деньги», а это характеристика экономических процессов во времени.

          Почему это важно?! Потому что фактически разными деньгами (валютами?) обслуживаются процессы ежедневного  торгового оборота, годового и оборота жизненного цикла, привязанного к категории «средняя продолжительность активной жизни человека». Эти «обороты» связаны с цикличностью удовлетворения потребностей людей. Есть ежедневно повторяющийся набор нужд, которые надо удовлетворять каждый день заново (потребность в пище, в первую очередь). Есть годовые потребности, которые меняются от сезона к сезону, и могут обеспечиваться разово на достаточно длительный период (потребность в теплой одежде, к примеру). И есть потребности, которые люди могут удовлетворять  один раз в жизни. Например, потребность в жилище.

          Каждый из этих «оборотов» всегда обслуживался своими «деньгами». Каждодневные – сначала солью, потом медью, а сейчас наличными и их доп эквивалентом (карточками без введения пинкода J), выполняющих функцию средства обращения. Годовой оборот обеспечивал сначала урожай или скот, потом серебро, а ныне в основном это записи на банковских счетах, управляемые распоряжениями владельцев счетов.

          Ну, и функцию сбережения, накопления и инвестиций изначально выполняли недвижимость и земля, позднее – золото, а сейчас пакеты ценных бумаг и финансовых инструментов.

          Ещё две функции, функцию меры стоимости и функцию межтерриториальных расчетов (мировых денег), в принципе способны выполнять все три группы денег, но фактически исполнялись и исполняются только двумя последними.

          Важно отметить, что в связи с переходом от предметных денег к документарным, а сейчас к их новой стадии – информационным, очень сильно меняется их сущность. Сегодня деньгами стали информационно-финансовые потоки, и только их конкретные участки в пространстве-времени дают субъектам экономических отношений доступ к материальным да и к нематериальным богатствам.

          Эти подключения связаны с двумя важнейшими составляющими. Возможности физического и регламентного доступа, которые очень неравномерно распределяются между субъектами экономических отношений. Выравниванию этих возможностей просто чудовищно мешает мифология денег. Она препятствует освоению регламентов в первую очередь, а вслед за этим физическому доступу к сложившимся на сегодня финансовым системам, важнейшей частью которых на сегодня являются фондовые биржи, работающие по общим стандартам.

          Но….

          До сих пор эксплуатируется представление людей о золоте, как вселенском воплощении богатства. До сих пор многие и многие грамотные в инженерном деле, математике и информатике специалисты пытаются сочинить собственные деньги, не понимая, что только принятие всем социумом их уникальных разработок сможет приблизить их к задаче реального увеличения богатств, а убеждение жителей земли в своей правоте совсем другая задача, чем изобретательство. Создатели новых мифов в таком деле оказываются гораздо успешнее, чем честные учение и исследователи. А уж крикливые шуты с блестяшками на ладошках вообще могут увлечь толпы совсем далеко от здравого смысла, сталкивая людей к моделям поведения стад животных.

          Замыкая круг, вернёмся к самому началу статьи. К определению философии денег. «Философия денег — это философско-экономическое учение о сущности денег, о метафизических и онтологических основаниях современного денежного хозяйства, о деньгах как философско-экономической единице, оказывающих глубокое влияние на развитие экономики и всей общественной жизни».

          Учение о сущности денег, помимо их мифологии, все-таки оказывает глубокое влияние на развитие экономики и всей общественной жизни. Оно действенно, если попадает в разумные головы, и созидательно, если освоено многими.