Татьяна Петрова-Латышева. Воспоминания о театре.

                 Ежегодно, в конце марта, празднуется Международный день театра. Зрители, актеры, режиссеры и все, кто создает это такое древнее и такое современное действо, вновь и вновь встречаются с чудом сопереживания и соучастия в многоликом и многогранном искусстве перевоплощения на многочисленных сценах мира. Это и опера, и балет, и и комедия, и трагедия. Классические и современные постановки, традиционные и новаторские, высоконравственные и эпатажные. Споры на тему «Каким должен быть сегодняшний театр» не прекращаются никогда. Они были и 100 и 200 лет назад, идут и сейчас. Кажется появление кинематографа, а затем телевидения и  интернета должно было потеснить театр, отодвинуть его в прошлое. Ничуть не бывало! Особенно сейчас, в трудные времена всеобщего карантина, стало  понятно, как необходимо живое общение и сиюминутное сопереживание  этому великому и очень многотрудному искусству, искусству создания подобия жизни на пространстве сцены, таком небольшом, по сравнению с реальным пространством жизни.

        Эскизы декораций к спектаклю РДТ Глас  Великая княгиня Е. Ф. Романова. «Возвращение»

          В связи с этим, мне хочется вспомнить свою работу в Русском Духовном театре «Глас», которая продолжалась в разных ипостасях около 30 лет, 10 из которых в должности главного художника театра.

                   Настало время поделиться с читателями результатами этой работы в виде эскизов декораций и костюмов к  спектаклям, поставленным  мной в этом уникальном и редком на сегодняшний день театре. Художественным руководителем  и создателем его является Заслуженный деятель Искусств Р. Ф. Н. С. Астахов, вместе с женой, заслуженной артисткой Т. Г. Белевич. Они много лет возглавляют этот театр и сохраняют традиции реалистического театра, основанного на системе К. С. Станиславского и бережном отношение к русской речи, слову и православной культуре.


                   Волей случая, встретившись с ними в далеком 1990 году, я много лет проработала  в качестве художника- постановщика и  оформила на маленькой сцене этого театра много интересных спектаклей. 

                  Сцены из спектакля «Великая княгиня»

                            Особенно сложной эта работа была потому, что сначала у театра не было собственного помещения и приходилось, создавая декорации, учитывать возможность трансформации их на разных , в том числе и больших сценических площадках — к примеру на таких мало приспособленных для этого, как Зал церковных Соборов Храма Христа Спасителя, или прекрасная, большая сцена Могилёвского театра, на фестивале «Могутный Боже». На этом фестивале спектакль получил первую премию.

                                  Эта сложная и одновременно привлекательная для меня задача, заставляла искать лаконичное и вместе с тем символическое решение пространства сцены, что бесспорно было мне близко, т. к. по образованию я архитектор и работа с пространством является основой нашей профессии.

                                            Мой кумир в режиссуре —  великий Франко Дзефирелли- по образованию архитектор  и именно поэтому, так безупречно владеет пространством и сцены и кадра. Жаль, что эта высокая эстетика оформления уходит  сегодня  из театра по многим, в том числе и экономическим причинам.

                                            Но вернемся к спектаклям театра «Глас». Мне хочется показать его вам  как наиболее известный, получивший не одну премию, в том числе и Гран При  фестиваля «Золотой Витязь», возглавляемый  Н. П. Бурляевым. Спектакль Великая княгиня Е.Ф. Романова. Возвращение.» Н. Астахов, Т Белевич, реж. Н. Астахов, сценография и костюмы Т. Петрова — Латышева.

                                                  Этот спектакль много лет идет на сцене театра и впечатляет зрителей, как внутри нашей страны, так и за ее пределами. Необыкновенная и трагическая судьба Великой  женщины,  после страшной смерти мужа, убиенного террористами-  Великого князя Сергея Александровича, построившей Марфо — Мариинскую обитель милосердия,  создавшую там больницу и приют для сирот и принявшую мученическую смерть  в Алапаевске, почти в одно время с Царской семьёй, никого не может оставить равнодушным.

                                                          Именно поэтому мне захотелось поделиться художественными образами,  явившимися  при оформлении этого спектакля, показать какая долгая и трудная работа происходит при создании спектакля, как много людей, невидимых зрителю в ней участвуют, как много времени и труда необходимо для создания каждого спектакля, воплощения его от эскиза до  показа  на сцене.  Мне захотелось поделиться  с читателями не  только эскизами сценографии и костюмов, но и  фотографиями сцен из спектакля, в исполнении прекрасных актеров РДТ «Глас»:  Великая княгиня -Т. Белевич,  К. Власова, чтец- Н. Астахов,  от патриарха  нар. арт. П. Шальнов. Е. Галаев. В спектакле также заняты актёры театра; В. Фадеева. Г. Маслакова, Л. Хорошилова. В. Золотоног и др.  (Эскизы костюмов к спектаклю «Великая княгиня».)

                                                                  Увы,  время безжалостно и многих прекрасных актёров уже нет с нами , но спектакль живет и по-прежнему трогает сердца и души зрителей. Спасибо  Театру «Глас»  за возможность прикоснуться к этой великой,  трагической и прекрасной судьбе, судьбе Св. Елисаветы Московской, как зовут её  соотечественники за границей —  урожденной принцессы Гессенской, ставшей Великой Русской Святой.

                                                                        На выставке «От эскиза до спектакля» с народным артистом В. Этушем

                                                                                

                                                                                                 Об авторе: Т. Петрова-Латышева — Президент МАСИ, почётный деятель искусств Р. Ф.