Елена Данилина. Спасибо вам, певчие

Вениамин (Федченков), митрополит. Строй православного богослужения. Литургия верных.

Смысл богослужебных текстов, а особенно их восприятие является очень индивидуальным и зависит от многих причин. Каждый раз, прослушивая видео представленной в предыдущей беседе лекции руководителя певческо-регентских курсов Алексея Владимировича Колобанова, я и мои друзья понимаем новые для себя мысли лектора, раскрывающего роль музыки в богослужении. Это не случайно. Вспомним произведение Митрополита Вениамина  (Федченкова) «Строй православного богослужения» (эту статью рекомендовал прочитать Алексей Владимирович при изучении учебного материала).  Все труды митрополита, основаны на его дневниках и позволяют читателю увидеть, что испытываемые им самим чувства при богослужении близки к нашему восприятию, простых мирян, не столь много сведущих в богослужениях, но стремящихся их понять. Митрополит Вениамин отмечал, что    «….. у одного и того же человека в разные моменты его духовной жизни, или даже – под влиянием разных его переживаний и настроений, могут быть различные подходы к молитве: иногда он будет просить; в другой раз ему и это не под силу – недостоин,  — и он легче кается; иногда он готов хвалить Бога и обнимать весь мир….»[1] .    Более просто и точно нельзя сказать о мыслях каждого присутствующего на службе человека. Каждый знает, с какой целью он приходит на службу и каждый раз встреча с Богом имеет определенный смысл. Мы идем в Храм со своими бедами, радостью, просьбами в надежде и уверенности, что будем услышаны. Получение помощи духовной, и поддержка чувствуется с первых мгновений, как переступаем порог Храма, даже если служба еще не началась. Но горят свечи, прихожане собираются, пишут требы и все находятся в ожидании. Люди погружены в свои мысли, у каждого своя надежда. Каждый мысленно ведет разговор с Богом… Начинается служба, в которой участвуют все присутствующие, что является основой соборной молитвы.

Вот они — песнопения церковного хора, музыка словно усиливает участие прихожан в богослужении.

Певчие…. каково  их значение при проведении службы? Это достаточно сложный вопрос, особенно если его рассматривать  с изложением смысла произведения «Милость мира». Достаточно часто я присутствую на службах в храмах, находящихся в разных регионах, в том числе, с возможностью петь на клиросе. Сразу уточню, что петь могу пока только с профессионалами – музыкантами, так как  появление нового человека на клиросе — это большая нагрузка для певчих и большая ответственность: песнопения  должны быть на высоком профессиональном уровне и не допускать фальши. Взять в свой коллектив нового человека, без репетиций и прослушивания, но с Благословления Священника и разрешения регента могут только профессионалы. Но доверие и милость по отношению к начинающему певчему иногда творят чудеса: это проявляется   в идеальном исполнении песнопений. 

    В регионах на службах есть своя особенность, даже закономерность, поскольку встречается она достаточно часто. Певчие приходят на службы со своими детьми. Я смотрела, как поет молодая женщина с ребенком на руках. Ребёнок спал, как спят дети младенческого возраста: спокойно и беззаботно, улыбаясь чему-то во сне. Его мама пела, все ее мысли обращены к Богу. В звучащей мелодии было все — сердце, душа и самое, дорогое было у этой женщины: Бог и ее ребенок на руках. В завершении службы ребенок проснулся.  Не слышалось его плача, лепетания слов, у него не было желания куда то бежать, как обычно у детей. Ребенок улыбался всем певчим, что пели в соответствии с последовательностью богослужебных указаний. Он слушал пение. Что он понимал?  Сложно сказать, но нет сомнения, что музыка позволяла ребенку чувствовать себя защищенным и доставляла определенный уют.

      Вспомнился пример службы в другом регионе. Морозный день, в церкви холодно, отопления нет. Прихожан — совсем мало. Пела одна единственная певчая и рядом с ней стояла ее дочь, девочка-подросток. Внимание певчей было обращено на Священника, на последование службы и вступление своего участия. Но именно в полупустой, холодной церкви молитвы и церковное пение слушались особенно торжественно, позволяя ощущать   неземную радость и покой. 

      Можно привести и много других примеров, но, общим является то, что и младенец, еще не умеющий говорить, и подросток, пребывающий в переходном возрасте, не только слушают музыку, молитвы, но и воспринимают, слышат их. Как отмечал в первой беседе Алексей Владимирович «…раскрыть содержательную часть песнопений может лишь хор, который «понимает, о чем поет, то есть имеет опыт духовной жизни».

      Эти примеры наглядно показывают, что поющие на клиросе люди должны чувствовать   не только   текстовую, но и музыкальную частей произведений. Это их основное предназначение. 

      Как мы поняли из пояснения к мелодии «Милость мира» каждое произведение имеет большой смысл, который композиторы стремились передать через распевы, гармонизацию. Но это надо уметь увидеть, прочувствовать и передать в процессе богослужений. Ведь даже слово «Господь» воспринимается по-разному, в зависимости от того, как оно будет исполнено церковным хором.  Передать свои чувства, свое отношение к Богу в песнопениях певчим   очень сложно, если отсутствует понимание произведения и тогда фальшь смысловая будет заметнее, чем фальшь музыкальная. Поэтому роль певчих особая, именно они с помощью  музыки выражают и передают то, что на сердце у каждого молящегося.

      Перечитывая произведение Митрополита Вениамина (Федченкова) «Строй православного богослужения» возникает не только много вопросов, но и желание изучать другие произведения Владыки. Написаны они простым изложением материала, понятны при чтении и в его словах присутствует то, что чувствуют прихожане. Но, как видно из практики восприятия богослужений, нельзя разделять   понимание служб и ее составляющую — музыкальную. В представленной нам беседе о произведении «Милость мира» знаменного распева в гармонизации архим. Матфея (Мормыля) понятно и подробно рассмотрена  каждая нота, указана   интонация и смысл, заложенный в музыку и слова. Это дает возможность услышать главное, что передает музыка в этой части богослужений: как она должны звучать. Каждое музыкальное произведение это целая вселенная. Данные пояснения   сейчас особенно необходимы. У большинства людей нет ни времени, ни знаний вникнуть в то, что лежит в основе исполнения. Лекция Алексея Владимировича показывает, что он не только понимает настрой создателя произведений, но и умеет донести до читателя в простой, неискаженной форме музыкальный смысл произведения с его глубокой проработкой, с объяснением замысла композитора и духовного характера исполнения. Как это важно для нашего понимания!  Сразу возникает вопрос о других вариантах музыки данного произведения. Почему она привлекает внимание большого числа композиторов, как меняется ее восприятие и меняется ли в других гармонизациях?  Спасибо Алексею Владимировичу за такой формат раскрытия темы, за желание передать нам свои знания и чувства, которые позволяют увидеть реальный мир церковной музыки. Будем ждать в последующих беседах ответ на вопрос о смысле разных вариантов гармонизации «Милости мира» и пояснения к другим обиходным песнопениям.

       Об авторе: Данилина Елена Ивановна, доктор экономических наук, профессор.


      [1]  Вениамин (Федченков), митрополит. Строй православного богослужения. Литургия верных. Толкование Молитвы Господней. – 2-е изд., испр. – М.: Правило веры, 2016. –с. 21-22