Андрей Церс. Мастер бархатных миров (невероятный график Сергей Бакин)

Об авторе: Андрей Александрович Церс, Почетный член Международной академии современных искусств. Официальный представитель академии в Нью Йорке. Сотрудник американского отделения аукциона «Сотбис». Художник, писатель, художественный критик.

Сергей Бакин – один из самых узнаваемых мастеров искусства современной России, чьи произведения украшают экспозиции галерей Российских столичных городов и многих стран Европы. Член-корреспондент Международной академии современных искусств, Почетный деятель искусств России, лауреат международной премии “Art du Pastel en France”, многократный лауреат крупнейшего в Европе конкурса искусств “Art. Excellence. Awards“.

Таков ли выбор: быть, или не быть? 

Вновь, сощуренные глаза скользят по тонированному листу бумаги. Нет ничего ещё и всё уже случилось. Тон задан, осталось выбрать лишь созвездие цветов. Натура взрывается калейдоскопом всевозможных движений, композиций, сюжетов. Страх отступил. Безмолвие вновь преодолено. И пальцы с намоленными цветными мозолями торопливо извлекают из только им знакомой навеки родной коробки нужный обломок. Запах воска вырывается из этой сокровищницы и заполняет новый ещё не до конца родившийся мир. Обломок мелка крепко зажат тремя пальцами. Под слоем мельчайших частиц богатейшей палитры, смешивающихся друг с другом на протяжении долгих лет творчества, никто не возьмётся угадать, какого именно цвета был этот мелок изначально. Только пальцы знают тайну, только они уже слышат нарастающий бархатный звук первого прикосновения.

Что рассказать про их нерушимый, созидательный союз? Большой, средний и указательный пальцы. 

Вспоминаются разные причины, сводившие их вместе на протяжении веков: вот они подносят к устам возлюбленной спелые ягоды, или поднимают чарку за здравие ближнего, или предвосхищают шёпот чьей-то пронзительной молитвы. Возможно, их первой осмысленной встречей было то далекое мгновение, когда человеку захотелось поднять кусочек остывающего угля и провести линию, создать образ, на согретом пламенем очага камне своей пещеры. Как бы то ни было, а рисование углём – самая древнейшая техника изобразительного искусства.

    Сергей Бакин. Из цикла “Женщины-бабочки“.

    Несколько первых взмахов, резких смахиваний, даже неожиданных промахов… но нет – это не ошибки! Ошибка невозможна, ибо всё, что происходит, кладется в копилку истории: неповторимой истории великого, вечного рисунка!

    Крошатся мелки; крошатся миры. Втирается в бумагу пастельная пыльца; втирается в космос звездная пыль.

    Запускается атомный коллайдер, чтобы узнать, услышать, а может и вновь извлечь тот самый первозданный бархатный звук только что родившейся вселенной. Взгляд в будущее. Взгляд в прошлое. Стрела времени. Каково же направление её стремительного полёта? Известные законы физики утверждают, что между ними нет принципиальной разницы. То, что упавшая со стола чашка, скорее всего, разобьётся, а не, сложившись заново из мельчайших осколков, будет возвращена неведомой силой обратно на стол, это просто статистика бесконечных вероятностей. Только и всего!

      Сергей Бакин. Из цикла “Женщины-бабочки“.

      Классическое и авангардное искусство. Одно изучает прошлое, другое изобретает будущее. Но так ли уж принципиальна разница направлений поиска?! Гераклит Эфесский однажды изрёк: в одну и ту же реку не войти дважды. «Ни миновавшей волны не воротит речное течение, ни миновавшего дня времени бег не вернёт» вторит ему величайший поэт античности – Овидий. И если человечество в целом всегда стремится заглянуть за горизонт событий настоящего в неизвестное будущее, то у отдельно взятого человека очень часто возникает желание повернуть время вспять. Благодаря качественному классическому искусству освежается отношение к бесценным достижениям прошлого.

        Сергей Бакин. Из цикла “Женщины-бабочки“.

        Трудно переоценить уровень мастерства, необходимого для того, чтобы грядущие поколения не только художников, но и зрителей имели возможность заново пережить реакцию на когда-то сделанные открытия. Скромна и благородна сия миссия: скрупулёзно воссоздавать атмосферу некогда поставленного визуального эксперимента. Трепетно надеяться, что связь времён не разорвана. Свято уверовать и щедро делиться своей мечтой, что чаша искусства всё ещё цела. Самое время вспомнить о статистике бесконечных вероятностей!

        Поскольку классическое и авангардное искусства чаще всего противопоставляются друг другу, логично было бы предположить, что в задачи последнего входит наоборот поскорей расколотить Святой Грааль культуры прошлого со всеми его традициями. Не лишним было бы тогда уточнить, что речь теперь пойдет о миссии подлинного авангардного искусства, а никак не о той показухе, суть которой лишь потакание капризам сиюминутной эпатажной моды. Нет, миссия подлинного авангарда в том, чтобы предотвратить падение культуры, отодвинуть сию чашу от края, к которому её периодически пододвигает время. При таком взгляде на эти два направления поиска становится ясно, что и классическое и авангардное искусства – это две стороны одной медали. Они выполняют общую миссию и никакого противоречия и преимущества одного перед другим нет и быть не может. Только непросвещённому зрителю может быть неведома эта нерушимая созидательная связь. 

          Сергей Бакин. Из цикла “Женщины-бабочки“.

          Более полувека прожито. Что оставит творец после себя? Этот вопрос всё настойчивей требует ответа. Как же хочется поддержать зрелого мастера! Он чаще всего одинок в своём выборе, в своём творчестве, в своей надежде, в своём споре о вечном. Перед молодыми распахнут пестрый веер дорог. У них все впереди. Их путешествие к себе, к берегам собственной земли обетованной только начинается. Но не таков удел зрелого автора. Им движет уже не только талант, но и ясное, отточенное годами в муках творчества и непрерывном сомнении уникальное видение, неустанное изучение натуры и истории искусств, мастерство и, конечно же, неумолимое утекание песка, тиканье часов, напоминающее о том, что всегда необходимо завершать всё задуманное.

          Во введении к материалу использована картина С. Бакина «Маски»