Виктория Фомина. Неиссякаемый источник Рождества

Автор материала —  директор АНО «Студия «Другое Небо» и Медиа-музея духовной истории г. Романова-Борисоглебска

«Люблю разрушенные храмы. Они будто взывают к нашей помощи», — писал  незабываемый кино-поэт всех времен и народов — Тонино Гуэрра. Совершенство восхищает — боль разрушения великого вызывает сочувствие, сопричастность.  Это очень понятно, особенно с кинематографической точки зрения. Например, Ален Рене в своем лучшем фильме сопоставил атомную беду в Хиросиме и душу французской девушки, затравленной за любовь с оккупантом. Как иначе понять трагедию? Только через себя.

    Афиша  благотворительной выставки «Рождество пресвятой Богородицы»  

    Казалось бы, что общего между экскурсом в кино-теорию и  благотворительной выставкой «Рождество Пресвятой Богородицы»? Между всемирно известным клубом «Арт-Эриа» и разрушенными храмами села Пажа? Между американским фотографом и руинами села Теляково? Между усадьбой провинциального Тутаева и русско-французской галерей «Les Oread»? Между современными аудио-визуальными технологиями и русской глубинкой, где электричество не всегда работает? 

      Интерактивный медиа-макет «Романов-Борисоглебск. Духовная история» в зале новомучеников Медиа-музея духовной истории г. Романова-Борисоглебска.

      Идея создания Медиа-музея духовной истории Романова-Борисоглебска состоит в объединении творческих сил и направлений визуальной культуры на пути сохранения исторической памяти. С этой позиции, баба Маша, собравшая грибы для общей трапезы, игумен Амвросий (Белов), служащий Литургию в Паже, и члены международных академий вносят лепту в общее дело возрождения святынь. Экспозиция «Рождество Пресвятой Богородицы» — многомерна, как деятельность Музея, и очень долго готовилась. Впрочем, обо всем по порядку.

        Община храма села Пажа и те, кто помогает его возрождению

        Храмы Рождества пресвятой Богородицы – это особая история, начиная с первого – дома ее святых родителей, Иоакима и Анны, у Львиных ворот Иерусалима. Сейчас это – арабский квартал с кучей лавочек, суетой и десятками полицейских машин в полной боевой готовности… Проходишь через кордон полицейских, через Врата, где Господь ехал на осле из Гефсимании, и буквально через 50 метров заходишь в домовую церковь с фресками русских святых. Оказывается, современный храм на месте дома Рождества пресвятой Богородицы был построен в начале ХХ века тщанием нашего царя-мученика Николая II – Чудо!  Также замечателен монастырь Рождества пресвятой Богородицы в селе Красный Деркул Луганской области, где продолжалась молитва все годы последней войны,  когда взорвали мосты и заминировали поля. Удивительна Рождествено-Богородичная Исакова пустынь, где до ближайшей деревни – двенадцать километров по болотам, путь этот считается одним из самых лихих маршрутов для внедорожников, но его еженедельно преодолевает монахиня Елисавета (Николаева). Храм Рождества пресвятой Богородицы в вымершем селе Кожино Тверской области также расположен вдали от линий электропередач на полуострове, где более пятнадцати лет живет единственная инокиня-затворница – матушка Фомаида (Калинина).  

        Храмы села Пажа тоже уникальны. Они были признаны безнадежными в плане восстановления, что вполне логично — ведь поблизости нет ни деревни, ни промышленности. Однако, произошло Чудо – сформировался приход, у храма появился староста – Дмитрий Павличев, потом настоятель – игумен Амвросий. Более того, была изучена и возобновлена полуторовековая летопись прихода – где такое видано! Среди прихожан, которые ездят на богослужения десятки километров, нет ни одного богатого человека, однако, они уже восстановили  Никольский Храм, начали возрождать Храм  Рождества Богородицы… И тут появились мы – точнее удостоились чести внести малую лепту в созидательный труд этих людей. Сначала по приглашению летописца Пажи – очеркиста Ларисы Фабричниковой — приехали мы с режиссером Медиа-музея Максимом Ореховым и хранителем – Джейкобом Джэниалом Бруксом (в крещении, Александром), они помогали обстругивать бревна для крыши храма, а я — писала записки и ела грибы – то и другое пошло во здравие.

              Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Пажа

              В июле состоялся наш первый пленэр. Вместе с сотрудниками Медиа-музея духовной истории г. Романова-Борисоглебска и  романовскими художниками Андреем Семеновым и Сергеем Гудковым, в Пажу приехала делегация из московского клуба «Арт-Эриа»  в составе  Нины Кибрик, Андрея Бабаева, Софии Власовой, Клавдии Николаевой, также пожаловали дети — Анна Абрамян и Трифон Брукс. 

                  Художник Сергей Гудков на пленэре в селе Пажа

                      Руководитель клуба «Арт-Эриа» Нина Кибрик на пленэре в селе Пажа

                          Художник Андрей Семенов на пленэре в селе Пажа

                          Среди уникальных храмов Рождества пресвятой Богородицы, которым мы посвящали книгу серии «Акафисты и предания», есть храм села Теляково. Проезжая мимо,  экономист Марина Фролова восприняла его, как огромную свечу над землей, с тех пор она трудится по восстановлению храма вместе с его настоятелем иереем Максимом Викленко.  Следующие пленэры проходили здесь. Состав участников дополнили членов союза художников Мария Комова, Роман и Рина Рахимовы,  а также — Президент Академии Современных Искусств Татьяна Петрова-Латышева, которая появилась в селе Теляково под проливным дождем, когда наша машина забуксовала в луже, наброски дорабатывала дома по фотографии и обнаружила на стене храма неизвестную доселе фреску святого.

                            Участники пленэра в селе Теляково у храма Рождества пресвятой Богородицы

                              Мария Комова. Рождество Пресвятой Богородицы. Холст, масло.60х80.2020 г.

                              По материалам пленэра была проведена первая фотовыставка  Джейкоба Джаниэла (Александра) Брукса вместе с коллективной выставкой картин, представлением скульптур и видеосюжетов медиа-макета «Романов-Борисоглебск. Духовная история».

                                  Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Пажа. Этюд1. Фото Александра Брукса

                                    Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Пажа. Этюд 2. Фото Александра Брукса

                                    Благодаря выразительной и стильной экспозиции, созданной замечательным художником Георгием Петровым, впечатляет сопоставление восприятий. По фотографиям Александра Брукса мы констатируем руины, величественные и прекрасные.  В графике его одиннадцатилетнего сына Трифона не по-детски реконструируется форма, сложная и совершенная, какой она должна быть. В живописи и пастели ожила Красная Пасха, распростертая многомерной палитрой,  от молочно-розового до ярко оранжевого Нины Кибрик, Марии Комовой, Андрея Семенова, Сергея Гудкова. Четкие изящные очертания храмов Татьяны Петровой-Латышевой выходят за пределы физической формы, смыкаясь с четвертым измерением — запечатлев почти невидимую глазом фреску святого на внешней стене храма,  Татьяна Гавриловна написала:

                                    В пустынном месте бродят тени

                                    ушедших предков, Тени лет,

                                    спешащих по дорогам жизни —

                                    неизменяемый сюжет!

                                    В них память прежних поколений ,

                                    их поклонения Добру,

                                    Неиссякаемый источник,

                                    Ведущий душу к Рождеству.

                                      Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Теляково. Этюд 1. Фото Александра Брукса

                                        Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Теляково. Этюд 2. Фото Александра Брукса

                                            Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Пажа. Этюд 3, Этюд 4. Фото Александра Брукса

                                            На этой высокой ноте следовало бы закончить статью. Добавим лишь, что часть работ была продана на аукционе, что позволило заказать иконографии для храмов и уникального медиа-макета «Романов-Борисоглебск. Духовная история», первые фигуры и видео-сюжеты которого также презентовались в ходе выставки «Рождество Пресвятой Богородицы».  

                                            На заставке к материалу: работа Т.Петровой-Латышевой «Страж неба»