Древний мир великой Руси. Часть вторая

Я думал, как продолжить рассказ о замечательном русском художнике сегодняшнего дня Александре Угланове. И тут пришла мысль: кто лучше всего расскажет о своем творчестве, как не сам он. Вот фрагменты из его двух интервью. Из первого:

«– Вы считаете нужным изучать книги, посвященные славянской теме, или Вам важнее наитие?
– Наитие подсказывает. Меня немножко затормаживает, когда надо брать что-то конкретное и создавать какой-то исторический документ. Художник, я считаю, должен создавать образ и пробуждать воображение зрителя, чтобы у него тоже возникли какие-то образы и чтобы ему было интересно дальше идти в эту тему. Иногда люди, увидев картину, могут развить столько интересных идей! Я однажды в музее Константина Васильева услышал рассуждения студентов о картине, для меня это было откровением, как могут раскрыться люди от соприкосновения с образным искусством. И я сам стараюсь не рассказывать о своих картинах, считаю, что они покрыты каким-то налетом тайны».

Из второго:

«- Александр Борисович, откуда к вам приходят сюжеты ваших картин? Где источник вашего вдохновения?

Это приходит откуда-то сверху.  Эти сюжеты у всех нас в генах. Когда начинаешь придумывать или искать образ, начинаешь видеть каким-то шестым чувством, эти образы сами просыпаться начинают. Это что-то вроде родовой памяти. Источника как такового нет: сам момент творчества сложно объясним – можно прочитать много книг, но найти идею будущей картины можно в одной строке.  Сюжеты появляются по-разному: человек одно слово сказал – а этого достаточно; видишь на улице дерево, и его ветка может стать тем толчком для создания сюжета, который так долго обдумывал. Я отталкиваюсь не от общего, а от деталей, может, поэтому так получается. Часто вдохновение черпаю из научных книг по истории, археологи, и историки в целом откапывают что-то, ищут и пишут на основании исторических фактов свои труды, а художнику достаточно быть птицей и смотреть на всё (и на историю в частности) сверху. Сверху деталей не видно, просто образы видишь. Они-то и становятся сюжетами».

Знаете, что меня поразило в его ответах? Я и сам на подобные вопросы отвечаю точно также. Иногда мне кажется, будто я, как и художник Угланов, иду в своем творчестве по какому-то наитию. И вообще сюжеты книг мне словно диктуются сверху.

Конечно, чтобы создать серьезное произведение в любой сфере творчества, нужно обладать соответствующими знаниями. Но не они первичны, а тот таинственный огонек, что зажигает в голове творца неведомая сила. Главное, чтобы воспользовавшись своим даром, творец нес в мир доброе и прекрасное начало. Как это делает Александр Угланов.

Руководитель «Литературного коллайдера» Александр Владимиров

А сейчас продолжаем просмотр!