Ольга Веретина. Ди-Арт Николая Седнина

После первой публикации о созданном Николаем Седниным новым направлением в искусстве Ди-Арт, редакция «Литературного коллайдера» получила немало сообщений от читателей подробно рассказать об этом направлении художественного творчества. Выполняем их пожелания.

Каждая культурная эпоха приносит свои плоды для мирового искусства. Чем плодороднее почва – глубже культурный запрос, шире технические возможности – тем богаче, насыщеннее и необычнее будет плод. Урожаи разных эпох, взращенные и бережно собранные своими великими созидателями, насыщают новые поколения соками своих красок и вдохновляют свежестью форм. Вкушая их, молодые мастера набираются сил для возделывания своих священных садов, цветущих пышным цветом и дающих дивные плоды. Семя традиций и первооснов необходимо культивировать ради сохранения искусства и человечества, но каждая эпоха нуждается в свежих ростках и золотых яблоках гесперид, удовлетворяющих растущие аппетиты публики. В столь тонкой созидательной работе важно, чтобы творец, путешествуя между прошлым и будущим, был наделен способностью чувствовать красоту в настоящем. Стремление к гармонии и балансу рождает новые формы жизни искусства – стили, направления, течения…

Зачастую несочетающиеся между собой основы и приемы должны слиться в единой форме для зарождения стиля. Для создания жизнеспособного, устойчивого к сиюминутным дуновениям моды художественного стебля важна самобытность автора и его собственное художественное Я. Именно поэтому обратимся за духовной пищей к нашедшему себя мастеру, основателю двух крепких художественных ветвей на мировом древе искусства, которые, бесспорно, дадут в будущем молодые побеги, Николаю Николаевичу Седнину. Его ди-арт – новая ветвь в постмодернизме, а гелиографика – особое течение в digital-art. Оба направления уникальны и обладают авторскими неповторимыми чертами, поэтому каждое из них заслуживает отдельной главы в истории искусства.

Классические традиции и современные художественные стили слились воедино в ди-арте. Как и следует из названия (греч. dis – дважды, англ. art – искусство), в этом новом художественном стиле эстетического равновесия достигают традиции и эксперимент, реализм и абстракция. Своими корнями это направление уходит в такое феноменальное явление художественной культуры, как аутсайдерское искусство — искусство душевнобольных.

Будучи альтруистом по духу, в 1994 г. Николай Седнин создал художественную студию «Исцеление искусством» при психоневрологическом интернате № 20 г. Москвы, где детально изучал влияние творчества на психическое состояние людей и создал собственную программу реабилитации людей, страдающих душевными расстройствами, посредством самовыражения в творчестве. Тесно общаясь с пациентами, находя индивидуальный подход к каждому участнику группы,  художник, обладающий к тому моменту великолепной техникой, все глубже погружался в их мир безумного и бессознательного. Творчество душевнобольных стало для него источником новой образности.

Аутсайдерское искусство (оно же искусство душевнобольных) имеет в своей основе несколько факторов, отличающих его от традиционного: история, патология, особенности сознательного и бессознательного конкретной личности. Ведущий концепт бессознательного, выражение сложных эмоциональных переживаний посредством простых формул и символов, упрощенность, радикальная эстетика рисунков душевнобольных делают их похожими на работы авангардистов. Выражение чувств сквозь призму собственной души, усиленное безумием, болезненностью, патологией напоминает экспрессионистов. Интенсивность цвета и формы, символическая аллюзия реальности и вариативность трактовки отсылает к постимпрессионизму.  Кроме этого, поле искусства душевнобольных тесно переплетается с примитивным, маргинальным искусством, психиатрией и медициной, что рождает совершенно новый язык самовыражения. Помимо культурной ценности, аутсайдерское искусство имеет выраженный терапевтический эффект: через творческий процесс гасится внутренний конфликт индивида с самим собой и происходит гармонизация психики. Таким образом достижимо целенаправленное изменение сознания в процессе творчества.

Эксперимент, поставленный Николаем Седниным, вырос в методику, позволяющую работать с пациентами, страдающими неврозами, психопатиями и малопрогредиентной шизофренией. В основу методики легли наблюдения за поведением и трансформацией их душевного состояния за период существования творческой студии. Гипотеза художника состояла в том, что спонтанно возникающие образы у душевнобольного человека, изображенные на холсте, можно плавно корректировать в позитивном ключе, что положительно скажется на мироощущении пациента и уменьшит его склонность к саморазрушению. Как правило, образы, написанные пациентом в художественной мастерской, несут общепринятую понятную символику, через которую прослеживаются картины внутреннего мира и особенности психики. Далее, создав психологический портрет рисовавшего, в скрытой форме или в виде убедительного примера предлагается внести изменения в образы, существующие в его работах. Таким образом, со временем происходит замещение негативной символики на положительные аналоги. Подобное замещение происходит и на психологическом уровне у пациента, что меняет его взгляд на окружающую действительность и взаимоотношения с людьми.

    Николай Седнин c картинами учеников в экспозиции галереи “Ди-Арт”. Москва, 2001г.

    За 6 лет существования творческой группы Николай Седнин сумел полностью подтвердить свою гипотезу, создать методику работы с пациентами и сформировать новое направление в искусстве. В 1999 году состоялось открытие галереи, где были представлены произведения живописи и графики участников студии «Исцеление искусством». В 2000-х о направлении стало широко известно в СМИ, что обратило на него внимание Российской Ассоциации Искусствоведов, а в 2002 году в Государственной Думе России прошла выставка художников направления «Ди-Арт», провозгласившая новое течение «искусством XXI века» и представившая его культурной публике. В 2004 году Николай Седнин награжден международной премией «Человек Будущего» за создание авторского направления в искусстве.

      На картине «Монады», созданном Николаем Седниным в 1999г. (80×100 см, картон, масло) изображен сам автор проекта и его ученики.

      Уникальность явления ди-арт обусловлена его собственной художественной системой, с помощью которой достигается волшебное единство совершенно противоположных граней художественного самовыражения личности. В первую очередь, это образность, выразительность и символичность.

      Мир современного человека соткан из множества культурных кодов, ценностей и взглядов разных эпох и народов. Возникновение новой художественной эстетики обязано этой бесконечной перекодировке и игре знаков, их смешению в произвольных комбинациях, свободе и случайности сочетания, бесконечному отсылу к современному и предшествующему искусству. Отступление от структурности и линейности, канона, контрастность стилей и использование разных художественных языков, полученный космос создает основу для особой формы творческой жизни. Каждое произведение является личной фантазией и неповторимой ассоциативной игрой. В данной игре автора и зрителя символизм – уникальное мировоззрение, символ – предельно широкое понятие творчества и философии. Символические идеи имеют бессознательную ментальную природу, и здесь как нигде раскрывается истинное сакральное значение символа.

          Наиболее ярко символизм ди-арта просматривается в ранних работах Николая Седнина «Небесный всадник» 1999г. (97×80 см, картон, масло) и «Флиртующие фехтовальщики» 1999г.(100×125 см, картон, масло), где буквально каждая линия – авторский знак.

          Как и мысли человека, связи в композиции обрывочны, нестабильны, несистемны, непараллельны, антииерархичны. Создается форма, канва, ризома, внутри которой располагается бессознательное на грани гениальности, то уникальное микро, а не стадное макро, подчиняющееся скорости индивидуального бессознательного потока. Вместо ключевых фигур и рационального на передний план выходит второстепенное и бессознательное. Художественное произведение строится таким образом, чтобы оно было понятно всем,  и в то же время, будучи многомерным, могло удовлетворить изысканные вкусы элитарного зрителя: сюжет – для одних, ассоциации – для других.

            Посредством образного изображения нервной системы в своем монументальном панно «Бессмертие» 2020г. (140×100 см, картон, темпера) художник сквозь сложность композиционного построения говорит о связях людей между собой и с миром.

            Произведения Ди-арта не были бы столь глубокими и приятными для созерцания, если бы не их пространственность, метафоричность и инстинктивность. Плотные по тону и насыщенные по цвету сложные пластические построения создают пространство, куда невольно стремится взгляд зрителя в поисках тайного смысла, зашифрованного в картине и, как магнит, притягивающего смотрящего. Среди обобщенности интонаций, контуров, жестов, выразительность здесь преобладает над изобразительностью. Образ, написанный поверх проступающих сквозь него образов, их наслоение и переплетение создает ауру без подлинного. Главным становится не вкус, а послевкусие.

                Работы Николая Седнина «Зазеркалье» 1996г.(110×60 см, картон, масло) и «Очарованный мастер иллюзий» 1999г. (100×80 см, картон, масло) в буквальном смысле слова иллюстрируют параллельные реальности.

                Прекрасное представляется как сплав чувственного, концептуального и нравственного с интеллектуализацией, ориентацией на красоту асиммерии, дисгармоничную целостность второго порядка, сопряженной с идеями удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. Понимание смысла и сюжета утрачивает свою первоочередность и уступает место возможности экспериментов и многомерности трактовки. Автор, как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные структуры, анонимные потоки сознания.

                    Через инстинктивность движения руки художника  в «Сотворении» 1999г.(70×100 см, холст, масло) и «Хранящей огонь» 1999г.(100×80 см, картон, масло) появляются интуитивно понятные образы, затрагивающие человеческие желания, знакомые всем без исключения.

                    Ди-арт благосклонно встречен и широкой публикой, и миром искусства благодаря своей неконфликтности и реабилитационности. Это новый художественный стиль с установкой на позитивное. Иронизм, присущий ди-арту, приобретает оттенок занимательности, не отвлекая зрителя  от уникальный авторского пути, через второстепенное повествующего о вечном. Открытость и безоценочность придают ди-арту легкости для восприятия. Каждый образ является собственностью автора и не привязан ни к одной из имеющихся конфессий. Эстетическая особенность связана с неклассической трактовкой классических традиций прошлого их свободным сочетанием с ультрасовременной чувственностью и техникой. Изображая иной взгляд на привычные вещи, сам автор становится частью новой гармонии.

                          В работах Николая Седнина «Древо познания» 1998г. (100×80 см, картон, масло), «Свеча-распятие»1998г. (97×80 см, картон, масло) и «Священный сад» 1998г. (54×82 см, картон, темпера) религиозная тематика, как отсыл к многовековому культурному наследию, предстает в виде преобразованного фантома, узнаваемого, но несущего уже иные смыслы и эмоции.

                          Плюралистическая концепция живописи, стереоскопичность творческого видения, избыточность периферийных деталей рождают поле между картиной и зрителем со множеством интерпретаций для разного уровня понимания. Для создания большего эффекта погружения в мир ди-арт при просмотре крупноформатных панно рекомендуется надевать двухцветные анаглифные 3d-очки для появления стереоэффекта.

                              Работы Николая Седнина 2010-х гг, изображающие стихии, «Феникс» 2018г.(100×140 см), «Ихтис» 2017г.(100×140 см),

                                  «Свечение» 2019г.(130×100 см), «Уроборос» 2018г.(140×100 см), впечатляют своей масштабностью и объемом детализаций.

                                  Велика сложность возделывания гармонии из хаоса. Труден и тернист путь новатора и первопроходца. Ди-арт Николая Седнина необыкновенным образом сочетает в себе черты постимпрессионизма и аутсайдерского искусства. Своими богатыми творческими плодами он выводит аутсайдеров на почву профессиональных художественных практик, а выражение идей посредством символа будет вечной пищей будущим поколениям мастеров. Истинный талант Николая Седнина – создавать Искусство, как единый шедевр, созданный единым творцом.