Вольфганг Акунов. ПРУССКИЕ ВИТИНГИ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

Вопреки широко распространенным (но оттого — не менее ложным) представлениям, в ходе покорения и христианизации языческих земель военно-монашеский (духовно-рыцарский) Тевтонский орден Пресвятой Девы Марии совершенно не стремился к искоренению не только пруссов (родственных литовцам), но и других прибалтийских племен (и уж тем более — славян). В его задачу входило обращение язычников в Христианскую веру, что являлось как бы единственным оправданием всех его завоеваний.

    Большинство пруссов, приняв (пусть и не всегда и не вполне добровольно) Святое Крещение, продолжало жить на прежнем месте, хотя и под новыми, христианскими, именами, в качестве арендаторов орденских земель или горожан, составляя вспомогательные дружины ордена Пресвятой Девы Марии в военное время — подобно «чуди» (эстам-эстонцам) в орденской Ливонии. Эти прусские слуги Тевтонского ордена (проживавшие частично в орденских замках, частично — в предоставленных им орденом на правах военного бенефиция поместьях, расположенных в сельской местности), именовались на орденском языке «витингами», «вейтингами» или «вайтингами». Слово «витинг» означало в орденском лексиконе прусса-динера (служителя) в значении подчиненного, низшего чиновника. Как подчеркивал немецкий автор Эрнст Кутовский на стр. 407-522 своего труда «К истории наемников в войсках Тевтонского ордена в Пруссии вплоть до Первого Торнского мира» // «Оберландские исторические записки» том III выпуски XI-XV, Кенигсберг 1909-1913, стр. 407-522 (Ernst Kutowski. Zur Geschichte der Soeldner in den Heeren des Deutschordens in Preussen bis zum Ersten Thorner Frieden // Oberlaendische Geschichtsblaetter Bd III Heft XI-XV, Koenigsberg 1909-1913, S. 407-522), эти пруссы-динеры, представлявшие собой привилегированное сословие, сами имели слуг (кнехтов). В орденских домах они питались за особым «столом для витингов» (витингтиш), или «столом для служителей» (динертиш). «Витингов» использовали в качестве надсмотрщиков, нередко привлекая их и к несению караульной службы. «Витинг», прослуживший в орденском доме год, получал от ордена, кроме жилья и питания, жалование в размере трех марок и обувь. Поскольку в некоторых орденских замках засвидетельствовано наличие небольших запасов «одежды для витингов», последние, вероятно, получали там не только обувь, но и одежду. Согласно изданному в 1921 году труду немецкого автора В. Циземера «Большая Должностная книга Тевтонского ордена» (W. Ziesemer. Das Grosse Aemterbuch des Deutschen Ordens, 1921), в 1384 году в ризнице Эльбингского комтурства имелось «18 налатников для витингов, 20 одежд для витингов» (18 witingiswopenracke, 20 witingrngewant). В 1402 году в ризнице орденского замка Эльбинг имелось в наличии «10 налатников для витингов» (10 wopenrocke den witingen). Упоминаются и «плаши для витингов». При начале военных действий «витинги» выступали на войну под собственным знаменем-баннером. Хотя усердный критик автора настоящей военно-исторической миниатюры А.П. Бахтин и не желает признавать данного факта, он приводится, как не подлежащий ни малейшему сомнению, немецким автором периода Второго рейха Гогенцоллернов Лотаром Вебером, в его труде «Пруссия 500 лет тому назад» (Lothar Weber. Preussen vor 500 Jahren. Danzig 1878). В 1419 году в инвентарном списке Рагнитского комтурства числилось «2 баннера витингов» (2 witingsbanyr). От «витингов, несших службу в орденских замках, следует отличать земских витингов» («ландвитингов»). «Ландвитинги», подобно немецким сельским старостам («ландшульцам»), часто занимались сбором податей с подданных ордена Девы Марии. «Витингами» назывались также прусские туземцы, пользовавшиеся, за свою верность ордену, определенными привилегиями. Так, например, в 1383 году прусс-«витинг» Лубан из Попиттена получил от орденских властей поместье в 3 гака («сохи»; один гак в среднем составлял от 8 до 12 гектаров) пахотной земли за военную службу ордену «на коне с обычным оружием».

      Конные прусские воины-«витинги», или «великие (большие) свободные» (по «тевтонской» орденской терминологии) являлись по призыву ордена на военную службу в сфероконических шлемах с кольчужной бармицей, кольчугах или пластинчатых (ламеллярных) панцирях (по-немецки: «платтенгарниш», Plattenharnisch; поэтому военная служба прусской знати Тевтонскому ордену именовалась «платтендинст», Plattendienst, буквально «пластинчатая служба»), с большими круглыми или каплевидными щитами, копьями, мечами или длинными боевыми тесаками («дуссаками» или «дуссегами»). Пешие («малые свободные») ратники — тоже в шлемах с бармицами, кольчужных рубахах, с круглыми щитами, копьями, сулицами (дротиками) и боевыми ножами (мечи стоили дорого и были далеко не всякому по карману). Необходимо заметить, что вспомогательные контингенты орденских войск оказали немалое влияние на тактику боевых действий и даже на состав вооружения «тевтонов» в Прибалтике.

      Многие элементы прибалтийского вооружения — например, дротики-сулицы, или легкие круглые прусские щиты, равно как и литовские щиты-тарчи с вертикальным рельефным выступом посредине (так называемые «прусские павезы»), со временем заняли полноправное место в комплексе военного оснащения воинов Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии в Пруссии и Прибалтике, придав ему неповторимый облик.

      Так, в сражении при Танненберге-Грюнвальде 15 июля 1410 г., если не решившем окончательно, то во многом предопределившем исход противоборства рыцарей Пресвятой Девы Марии с поляками и Литвой и судьбу Тевтонского ордена в Пруссии, даже многие рыцари отборного треффена (отряда) орденского войска, атаковавшего польского короля Владислава Ягелло, были, в отличие от противостоявших им поляков, вооружены не длинными тяжелыми копьями, а именно сулицами (вследствие чего поляки из состава атакованной «тевтонами» Великой Королевской хоругви поначалу даже приняли их за литовцев).

      Прусские простолюдины добывали себе хлеб насущный в качестве сельскохозяйственных рабочих-батраков. Более состоятельные пруссы, арендовавшие небольшие участки земли у «витингов», именовались «гертнерами». Представители данной категории прусских подданных Тевтонского ордена в случае войны сопровождали своих помещиков-«витингов» в качестве пеших воинов-кнехтов, вооруженных достаточно просто (обычно — боевым топором и ножом) и имевших из защитного вооружения, в лучшем случае, щит и  шлем (железный колпак).

      Здесь конец и Богу слава!